О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Божия Матерь - Царица России

«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения Царя-Мученика Николая Второго от престола. Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица Земная. Явление иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.
Празднование иконы Божией Матери "Державная" 2 (15) марта.

Поиск по ключевым словам :

четверг, 7 октября 2010 г.

Радуйся , Преподобного Сергия предивный учениче и верный наследниче !

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,
 яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,
всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие;
пречестная же и славная обитель твоя,
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,
имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется.



15 сентября 2009 года Русская Православная Церковь понесла тяжелую утрату: скончался старейший регент Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных школ архимандрит Матфей (Мормыль).

flowers

Эта весть тяжелой скорбью отозвалась в сердцах тысяч и тысяч православных верующих по всей России, за ее пределами, в ближнем и дальнем Зарубежье. Отец Матфей был воссоздателем церковно-певческой традиции дореволюционной России и основателем особенной, лаврской певческой традиции, которая в тяжелый и сложный период «советского плена» Русской Церкви явила на долгие годы образцом, неким эталоном молитвенного певческого обращения к Богу. Сегодня мы можем только вспоминать и пытаться осмысливать почти полувековое служение отца Матфея, уникального музыканта, композитора, талантливого педагога, внимательного и вдумчивого собеседника, главное же – истинного монаха и послушника преподобного Сергия Радонежского. Всю свою жизнь, весь свой талант отец Матфей отдал Богу в воспевании Его Небесной славы, приводя в Церковь Божественной силой ангелоподобных песнопений новых и новых чад.
Лично я  познакомился с песнопениями отца Матфея в начале  80-х годов ушедшего 20-го века. Конечно , в Лавре преподобного Сергия я был еще маленьким ребенком с середины 70-х . Но на службах Лаврских не были. Просто знакомились с достопримечательностями монастыря , были у мощей преподобного и поминали усопших сродников. И вот как-то на Пасху, в те годы -я услышал  по радио «Голос Америки» пасхальные песнопения Троице-Сергиевой Лавры . Хотя было глушение , но я умел подстраиваться рядом с волной и несмотря на качество звука - впечатление было очень сильным ! В 90-е годы уже бывая на праздничных службах в Лавре , песнопения буквально пронизывали всю душу . Помню : как-то на всенощном бдении в Трапезном храме преподобного  Сергия , началась служба –пел хор и одна женщина послушав немного – стала громко кричать : «Я грешница». Такого было воздействие этого чудного пения.
Хочется добавить воспоминания об отце Матфее – тех , кто его хорошо знал.
Ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, епископ Гатчинский Амвросий: 
Отец Матфей прожил жизнь настоящего христианина и монаха. У каждого из нас есть цель в жизни. Но главная цель в жизни каждого человека, и особенно христианина, это обожение. А путь к обожению лежит через любовь к Богу. И вот, любовь к Богу в его жизни была настолько очевидна, настолько она служила для всех нас примером и ориентиром, что, действительно, трудно смириться, потеряв здесь, в земной жизни, такой образец. 
Отец Матфей научил нас молиться. Он научил нас любить богослужение и понимать его так, как никто, наверное, не смог бы научить. Он был человеком суровым, с одной стороны. И все, кто прошел через его школу, помнят его крепкий кулак, его несгибаемую волю. Помню, как он любыми путями умел добиваться своей цели – и в области пения, и когда защищал своей коллектив или кого-то из этого коллектива (отстаивал студентов семинарии). И, вместе с тем, он был удивительно любвеобильным человеком. Это проявлялось не только в его таком кавказском гостеприимстве, которое испытывал всякий человек, который приходил к нему и переступал порог его келии, – это чувствовалось по его подлинному отношению к человеку. Его любовь была лишена сентиментальности, какой-то слащавости, сюсюкания. Эта любовь была настоящей любовью отца к своему ребенку, отца к детям. Она была строгой, подчас суровой.
Петь в той манере, которая стала идеалом русского церковного пения в XX столетии. Он сохранил монастырские напевы многих обителей, закрытых в те страшные годы, а потом, когда эти обители снова возвратились к своей молитвенной жизни, – эти напевы как бы плавно перетекли и на Соловки, и на Валаам, и в Киево-Печерскую Лавру…
Отец Матфей удивительно трепетно относился к Преподобному Сергию. Я даже могу сказать: у них были какие-то свойские, личные, что ли, отношения. И когда, я помню, было распределение певцов по хорам при поступлении в семинарию и Академию, и каждый из нас, регентов, конечно же, хотел себе взять лучшего, – отцу Матфею доставались те, которые не были разобраны нами. И он всегда говорил: «Ничего, я пойду к Преподобному, попрошу у него, и он всегда даст мне людей…» И, действительно, Преподобный ему давал. И даже из тех, кто, может быть, не совсем смог раскрыть свои таланты при поступлении, он делал прекрасных певцов.
Но, что самое главное, он воспитал совершенно замечательных священнослужителей – священнослужителей, которые полюбили богослужение, полюбили Церковь и любят Бога. Это была особая школа.
И скорбь не оттого, что он ушел в мир иной: я твердо верю, что он достиг той цели, к которой шел. Он соединился с Тем, Кого искал всю свою жизнь, к Кому стремился и при Имени Кого горело его сердце. Ради Кого он отдал все свои силы, все свое здоровье, может быть, подчас не щадя себя совершенно.

Архимандрит Илия, смотритель Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
Царствие Небесное отцу Матфею! Архимандрита Матфея я знал еще с 1965 года. Впервые приехал в Лавру, здесь был такой прозорливый благочинный, возвратившийся из ссылки, архимандрит Феодорит, великий проповедник. И вот, кто-то меня подвел к отцу Феодориту (а я еще не думал в семинарию поступать), он благословил меня и отвел к отцу Матфею в келию. И сказал такие слова прозорливые: «В будущем отец Матфей поможет вам поступить в семинарию». Я еще не думал об этом, но так потом и получилось. В 1967 году я поступил в семинарию, отец Матфей был уже преподавателем, был в Приемной комиссии, какое-то слово сказал обо мне…
Дальше уже я учился в семинарии, потом пришел в монастырь. Здесь в монастыре был нынешний митрополит Онуфрий (Черновицкий и Буковинский), был послушником и иеродиаконом. Мы с ним помогали отцу Матфею. Отец Онуфрий знал ноты и переписывал отцу Матфею партии, а я уборку делал в келии. И еще, что нужно, помогали ему.
Что я могу сказать об отце Матфее? Вся братия и я тоже большой пример с него взяли в назидание: он был очень трудолюбив, он жизнь свою отдавал полностью для Церкви, для монастыря, для Духовных школ. Полностью… Это было что-то необыкновенное! Когда я приходил к нему в келию, он всегда писал разные ноты, расписывал разные напевы, например, Киево-Печерский… Перерабатывал, фисгармонь у него была… И проводил спевки. В те времена (60-70-80-90-е годы) каждую неделю у него по две спевки было: для смешанного и для мужского хора, спевки были капитальные. И он требовал! Каждый человек должен был пропеть партию свою один, без хора. Это была капитальная проработка! Кому Господь благословил попасть к нему в хор, то из хора уходили потом почти регентами! По всему миру разносили напевы нашей Лавры, напевы отца Матфея…
Он использовал Киево-Печерские, Почаевские, Глинские напевы. Нашего отца Нафанаила, дореволюционные лаврские напевы, и много перерабатывал. И, что интересно, многие наши старцы в 70-е годы роптали на отца Матфея, что он как бы вводит нововведения. Им казалось, что нужно бы петь по-простому, а отец Матфей любил красивое пение, хоры были мощные, ребята были такие солидные (семинаристы в те времена). И он добивался, конечно, перед начальством, чтобы певцам немножко платить (в те времена не было денег, все были бедные). Добивался, чтобы и за спевки платили, это было подспорье студентам. Обо всем он заботился, о хоре полностью заботился. И вот, что сказал мне насчет этого нынешний духовник Лавры архимандрит Варфоломей.
В советское время не было никаких регентских школ, ни нот не писали, ничего. Это все давал отец Матфей всему миру – Советскому Союзу и другим православным странам. Потому что ноты переписывали вручную, даже ксерокса тогда не было! Переписывали сотнями и тысячами экземпляров! В частности, будущий митрополит Онуфрий много очень переписал ему нот, а трудились и семинаристы, и послушники, – переписывали, и он раздавал. И в хоре тоже распространял ноты. И так шло пение по всему православному миру. Не было тогда ни регентских школ, ничего, но Господь так сподобил, что из хора отца Матфея расходились батюшки и матушки как регенты и иконописцы во всему Союзу: на Украину, в Молдавию, в Россию, в Крым, даже за границу, и с собой они уносили ноты. И там создавали хоры, песнопения лаврские вводили. Я сам часто сейчас приезжаю на Украину (возле Молдавии, Винницкая область), так туда сам много нот передал, а сейчас они уже напечатаны там. И везде – наши песнопения, так что душа радуется. Служишь – и как в Лавре!.. Такое же песнопение, как у нас, такие же ноты…
Так что одна из его добродетелей была – великое трудолюбие. Он очень любил Церковь, он не пропускал ни одного богослужения, создавал хоры. У него был и смешанный хор, и братские хоры, особенно праздничные. Даже недавно, еще до болезни его, он во время каникул всегда пел в Успенском соборе позднюю литургию. И спевки так же проводил, красота была!
Отец Матфей завел в нашей Лавре такой старый дореволюционные обычай: на пении «Херувимской» два хора – правый и левый (он свой хор разделял на два хора) выходили перед алтарем и пели – «Херувимскую», «Милость мира» и т.д. Так красиво и впечатляюще это было, особенно когда архимандрит служит, открыты Царские врата, – незабываемое впечатление…
Господь даровал отцу Матфею и пострадать, у него, несмотря на его такой казацкий склад, была болезнь – диабет, потому что переживаний было много. Все большие события церковные, начиная с 50-х годов, большие церковные праздники, – все проводились в Лавре. Соборы церковные, избрание Патриарха Пимена, похороны Патриарха Алексия, – везде красиво пели хоры отца Матфея! Интронизация Патриарха Пимена в Лавре происходила – все сопровождал хор отца Матфея.
Тем более, сейчас надо сказать, будущий Патриарх Пимен был сам регентом, поэтому он любил отца Матфея. Однажды как-то вышло, что хор отца Матфея на праздник поставили в Трапезный храм, а Святейший Пимен служил в Успенском соборе, где руководил простым будничным хором отец Никон. Так Патриарх стал сразу спрашивать, где хор отца Матфея. И сразу же перевели из Трапезного в Успенский собор!.. Святейший Пимен сам был регентом и очень любил песнопения в исполнении отца Матфея.
Архиерейские соборы наши, все церковные события, например, такие, как конференции «За мир и разоружение!» (сейчас мы осуждаем их, а тогда они проводились в Лавре), все религии мира, все православные собрания, проходившие в Лавре, – на все эти мероприятия отец Матфей готовил свой хор. Уже не говоря о том, что каждое лето и каждую осень – праздник Преподобного Сергия. У него были сводные хоры – в Успенском соборе поют два мощных хора, а потом все певчие, человек 120, собираются на площади у Лаврской колокольни. Это красотища, молебен Преподобному Сергию, сопровождаемый таким сводным хором! Необыкновенно!..
Отец Матфей не искал ни славы, ни чести, у него было одно – служба Церкви, он был полностью погружен в пение. При Патриархе Пимене, который любил его как регента, был такой случай: у нас что-то не было благочинного, и Святейший назначил его благочинным. И все удивлялись: как же это он будет совмещать? И отец Матфей немножко – год или два – был благочинным. А благочинный в Лавре обычно очень занят, нагрузка очень большая, но отец Матфей сумел совместить и пение, и спевки. И тут впервые в Лавре появилась должность помощника благочинного. Потому что он был регентом, и надо было иметь помощника. Так дод сих пор и существуют помощники благочинного, по два сегодня существуют помощники у благочинного. А раньше не было, только отец Матфей ввел это.
Он был знаком со многими старцами. Был такой старец Стефан на Северном Кавказе, он был с ним знаком, например. У отца Матфея была большая библиотека. Он дружил с покойным ныне профессором Марком (Лозинским), они вместе пришли с ним в монастырь. Отец Марк умер в молодые годы: они очень дружили, вместе жили в келии, вместе пострадали от пожара – горели у них лампадки, а они пошли на службу, и от лампадки в келье произошел пожар.
У отца Матфея было много знакомых, поэтому в советское время, когда духовных книг не было, он собрал большую библиотечку. Так хотелось почитать что-нибудь духовное: Златоуста, Иоанна Лествичника или авву Дорофея, – это было на вес золота! У отца Матфея были все эти книги, и мы брали у него читать. Например, я, отец Онуфрий, просто заходили в келию, брали, читали, приносили обратно.
Еще было большое событие – Тысячелетие Крещения Руси. Отец Матфей собрал большие хоры, сопровождал все мероприятия праздника. Раньше не было Храма Христа Спасителя, только Елоховский Патриарший собор, и все. И все торжества Тысячелетия Крещения Руси проходили в Лавре, заседания былив Трапезном храме, при которых пели большие сводные хоры отца Матфея. Это было очень красиво и наглядно.
Пение – это призывающая благодать. Господь призывает к покаянию, к вере разными путями. Кого – через скорби, болезни, смерть родных. Кого – через церковь: вошел в храм неверующим, вышел – верующим. На богослужении Благодать касается сердца человека. Кого – через пение, через проповедь священническую.
Такой случай был в 1974 году. Раньше монастырей мало было, храмов мало. А в Лавру подъезд был очень удобным: электрички. Поэтому сюда, в Лавру, приезжало очень много народа, и мы исповедовали тогда целую ночь. Сейчас обычно до 11-12 часов, когда всенощные под великие праздники. А тогда мы исповедовали до пяти часов утра! Бывали случаи – с исповеди ночной остаешься на раннюю литургию помолиться или причаститься.
И вот, тогда я исповедовал, до ночи уже, подошла ко мне группа людей, лет 60-70. Они сказали мне: «Отец Илия, мы из лесов Архангельских, ИПЦ – Истинная Православная Церковь, последователи Патриарха Тихона. «Тихоновцы» так называемые». Практически, в первый раз они попали в храм. А до Лавры они заехали в Псков, но как-то там на них впечатление не произвела служба. У нас же попали на службу в воскресенье Недели Крестопоклонной: середина Великого поста, когда в центр храма выносится крест. Отец Матфей тогда уже имел прекрасные хоры, которые исполняли красивейшие подобны, стихиры, другие песнопения… И эти люди мне сказали: «Отец Илия, мы впервые услышали такое красивое ваше пение, и из Церкви мы уже никогда не уйдем!» Я так был поражен этими словами: люди жили в лесах! Никогда не слышали партесного пения, и так они мне ответили!
И тогда я нашим некоторым старцам, которые были против отца Матфея за то, что он вводит новое партесное пение, сказал: «Видите, как людей коснулась Благодать Божия через пение!»
Был у нас еще и другой случай. Один мальчик, сынок члена Политбюро (в советское время высшая власть в Кремле – это Политбюро) попал на экскурсию в Лавру. На буднях, попал в Трапезный храм, где шла служба… И вот, как он нам потом рассказывал (его имя в крещении Павел): он вышел из храма, и уже в душе его зародилась вера. Потом он потихоньку начал посещать храмы вокруг Москвы (их ведь охраняли, слежка была) и принял где-то под Москвой, в глуши, крещение. Принял крещение и, обладая красивым голосом, был очень музыкальным. Он начал приезжать к отцу Матфею петь в хор. Я удивляюсь, но отец Матфей не побоялся его принять в хор (не оформлял, просто петь, тот приезжал как любитель), пел по воскресным дням и великим праздникам. А потом ему захотелось поступить в семинарию. Когда речь зашла о семинарии, родители буквально встали на дыбы. Родной отец написал заявление своим соратникам: «Прошу помочь перевоспитать моего сына». До армии его в семинарию не допустили, а он отслужил армию, свободно поступил в семинарию, отлично ее закончил, женился, венчался, сейчас – хороший протоиерей, служит в Москве.
Такова промыслительная воля Божия.
Это великий дар Божий – так исполнял хор песнопения, что хотелось специально идти на службу, чтобы послушать хор отца Матфея, помолиться за его пением, это неописуемо!

Его песнопения, его традиция останутся на многие годы. Сейчас вся Россия молится о нем – многие батюшки, многие архиереи, выходцы из его хора… Не только своими песнопениями, своим трудом, своими нотами он послужил России – переписывали его ноты и студенты из Греции, из Польши…

От  себя  хочу добавить , что отец Матфей прославил Русскую Церковную традицию через  церковные песнопения , как Преподобный Андрей Рублев через иконопись.А его чудесные песнопения  звучат в записях во всем  мире!Вечная Вам память, дорогой отец Матфей !
Михаил.


Использованы  материалы с сайта http://www.pravoslavie.ru
*************************************************************************************
Хор Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля)
Молитва преп.Сергию

Архив  записей

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !