О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

Загрузка...

четверг, 26 января 2012 г.

Живая традиция современной духовной музыки

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 532 px. Размер файла 150248 b.
 Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Рождественский фестиваль духовной музыки, который вот уже во второй раз прошел в Москве, – особое, «свежее» явление в российской концертной жизни; его программа отличается разнообразием и необычным сочетанием самых разных музыкальных традиций, которые, будучи представлены в таком «калейдоскопе», заставляют даже искушенного слушателя открывать их для себя заново.
Такая идея фестиваля вполне созвучна ожиданиям публики, не случайно все концерты форума всегда проходят с аншлагом. Вместе с тем, не замыкаясь в рамках только богослужебной музыки, место которой скорее в храме, чем на концертной эстраде, организаторам удалось добиться того, чтобы название «Рождественский» стало не просто календарной традицией или рекламным ходом, но живым смыслом фестиваля.
В программе традиционно только вокально-хоровая музыка – жанр достаточно сложный для восприятия современного слушателя. Но коллективы и сочинения подобраны так, что, пожалуй, каждый смог найти для себя то, что созвучно его душе. «Пусть Рождественский фестиваль станет праздником не только для ценителей музыки, не только для верующих людей, но для всех, кто способен приобщиться к горнему миру через голоса человеческие и ангельские», – пожелал слушателям перед началом фестиваля его художественный руководитель митрополит Волоколамский Иларион.
Как заявил второй художественный руководитель форума дирижер Владимир Спиваков, «идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам». «Поэтому здесь решено было собрать коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки разных национальных духовных традиций», – добавил он.
Во втором Рождественском фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России, Греции («Ergastiri Psaltikis»), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и Америки (госпел-хор «Aeolians»). Свою классическую, уже знакомую и любимую публикой, программу старинной духовной музыки с включением народных песен, колядок и лучших образцов современного духовного композиторского творчества представили хор «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко, хор московского Сретенского монастыря и хор Данилова монастыря. Регент хора Данилова монастыря Георгий Сафонов отмечает, что, хотя им часто приходится петь богослужебную музыку на концертах, «каждый раз, выходя на сцену, необходимо настраивать себя и хор на особое, молитвенное исполнение». «Кстати, даже если мы поем на концерте не церковное песнопение, а русскую народную песню или рождественские колядки, все равно в стиле исполнения нужно сохранить традиционное благозвучие, свойственное русской духовной музыке и, в итоге, всей национальной музыкальной традиции».
Безусловно, событием в концертной жизни Москвы стало исполнение масштабного опуса Александра Гречанинова, написанного в 1917 году, – Демественной литургии для хора, струнного оркестра и органа. Ее представили Московский синодальный хор и камерный оркестр «Musica Viva». Также в исполнении Московского синодального хора прозвучали произведения П. Чеснокова, А. Кастальского, Н. Голованова, Г. Свиридова и почти неизвестный широкой публике концерт протоиерея Николая Ведерникова «Радуются вси ангели на небесех».
По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучали византийские песнопения в аутентичном исполнении хора «Ergastiri Psaltikis», которые слушатель может сопоставить с древнерусским одноголосьем.
Митрополит Волоколамский Иларион пояснил: «Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно, истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения, и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас десять веков назад, когда Русь принимала христианство».
Кроме популярного в России и за рубежом ансамбля «Древнерусский распев», аутентичное знаменное пение представили хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и мужской хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде.
«Певческая мастерская» – так переводится название византийского хора «Ergastiri Psaltikis», гостя фестиваля из Греции. Его руководитель Афанасий Пайванас рассказывает: «Для нас большая радость участвовать в этом фестивале, ведь мы православные братья и сестры. И мы, греки, также трепетно относимся к своим старинным традициям. Наш хор был организован в 1998 году. Песнопения из нашего репертуара передавались из поколения в поколение – это почти устная традиция. Мы даже используем византийскую нотацию для их записи».
«В хоре поют люди самых разных профессий, при этом почти все они с детства занимаются церковным пением; изучение старинных песнопений и исполнение их в храме – это часть их повседневной жизни», – добавляет музыкант.
Известный греческий коллектив приезжает в Москву уже не первый раз, а 25 января, в среду, он примет участие в концерте-реквиеме «Исповедники Православия после гибели империи» в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, который пройдет в рамках российско-греческой международной мемориальной акции «От Рождества до Воскресения».
Главным событием нынешнего Рождественского фестиваля стала мировая премьера кантаты «Stabat mater» митрополита Волоколамского Илариона.



Загрузить увеличенное изображение. 800 x 532 px. Размер файла 173761 b.
 Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Сочинение написано на традиционный латинский текст «Stabat mater». Как рассказал митрополит Иларион, «по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери». Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия «Stabat mater» «повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души». «Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов, ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений самыми разными авторами – от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карла Дженкинса», – считает митрополит Иларион. Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над ораторией «Страсти по Матфею», в которых также большое значение имеет образ Богородицы, стоящей у креста. «Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения. Это фуга в 12 минорных тональностях “Memento”, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса “Perpeto mobile”, которая стала четвертой частью кантаты», – рассказал он.



Загрузить увеличенное изображение. 800 x 551 px. Размер файла 111487 b.
 Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Несмотря на сложность композиторского замысла, публика приняла произведение с большой теплотой. Кантата прозвучала в исполнении лучших московских коллективов: Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова. По многочисленным просьбам музыканты исполнили на бис также «На реках Вавилонских» из кантаты «Песнь восхождения» митрополита Волоколамского Илариона.
Подводя итоги второго Рождественского фестиваля, митрополит Иларион подчеркнул, что «хоровая духовная музыка привлекает очень большое внимание слушателей». «На каждом концерте фестиваля зал Московского международного дома музыки был переполнен», – отметил он. По мнению архиерея, этот интерес к музыке, связанной со словом, которая создана, чтобы прославлять Господа, не случаен, так как именно такая музыка «открывает красоту горнего мира». Именно поэтому она так востребована.

Антон Леонтьев

24 января 2012 года

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/51144.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чудо Руси Великой - Явленный Господом Крест

С Новолетием и Рождеством Христовым !

Чудотворная молитва бывшего Чудова Монастыря - от злой силы !












Господи Боже, Великий Царь Безначальный,
пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя),
изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех
врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне
великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на
реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от
всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя),
молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое;ускори на помощь мою и
услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся
противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня,
молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и
святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых
великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей,
мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !