О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

Загрузка...

суббота, 8 декабря 2012 г.

Преподобный Савва Сторожевский : Молитвенник о царях Богоизбранных .


Русские православные Государи особо почитали обитель на Сторожах и ее основателя преподобного Савву как молитвенника за Богом избранных царей.
Первый русский царь Иоанн IV Васильевич Грозный (1533-1584) обращался к молитвенной помощи преподобного Саввы. Он неоднократно посещал обитель, щедро жертвовал на монастырь. Государь уповал на помощь святого, приезжая в обитель вместе со своей любимой, тяжко больной супругой Анастасией Романовой.


При нем на Первом Макариевском соборе 1547 года Преподобный был канонизирован как общерусский святой, с положенным ему общецерковным празднованием. В Житии и Службе преподобному Савве отразились особая роль и значение монастыря в утверждении Московского Царства. О нем говорилось, как о «забрале Москве» и «утверждении Царствию».

Сохранились четыре царские грамоты, относящиеся к монастырю. В царствование Иоанна Грозного монастырь был многолюдным (около сотни монахов) и щедро украшенным благодаря царским милостям. Однако в известном послании игумену Кирилло-Белозерского монастыря 1578-го года царь сетует на неправедное житие иноков, разоряющее обитель.

Примеру первого царя из династии Рюриковичей следовал первый Государь династии Романовых — царь Михаил Федорович (1613-1645). Вместе со своим отцом Патриархом Филаретом он неоднократно посещал обитель, способствовал ее возрождению после жестокого разорения Смутного времени.

Эпоха расцвета обители, ее второго рождения связана со вторым Государем из династии Романовых царем Алексеем Михайловичем (1645-1676), который, по монастырскому преданию, был спасен от лютого медведя преподобным Саввой. При царе Алексее Михайловиче были обретены святые мощи основателя обители (1652), обновлен древний Рождественский собор (1649), возведен новый монастырский ансамбль (1650-е годы). Монастырь стал одним из самых многолюдных (150–300 монахов), имел 19 приписных монастырей по всей стране, был единственной до 1688 года Лаврой. Обитель была царской резиденцией и находилась в управлении личной канцелярии царя — приказа Тайных дел. Ей принадлежали огромные земельные владения, соляные варницы и рыбные ловли.

Духовником царя был архимандрит монастыря Никанор, который по царскому указу участвовал в походе на польского короля, везя перед войском чудотворные образы Иверской иконы Богоматери и преподобного Саввы. Частыми были богомольные выходы в монастырь царя Алексея Михайловича со всем семейством.

Много сделал для обители его сын царь Феодор Алексеевич (1676-1682), при котором мощи прп. Саввы были переложены в серебряную раку, изготовленную мастерами Оружейной палаты. При царе Федоре Алексеевиче монастырь называли «комнатным государевым и первостатейным», «собственным государевым богомольем». Государь вникал во все области монастырской жизни, был автором записок, в которых размышлял об устройстве внутренней жизни обители на основании устава древних российских монастырей, а также уставов Иерусалимского и Святой горы Афон.

В правление царевны Софьи при малолетних Государях Иоанне и Петре Алексеевичах монастырь стал пристанищем царей во время стрелецкого Хованского бунта.

В первое десятилетие правления царевича Петра Алексеевича (1682- провозглашен царем, с 1689 – царствовал, 1696-1725 – император) он не утратил своих владений и привилегий, а даже несколько увеличил владения за счет мудрой политики своего настоятеля архимандрита Сильвестра, имевшего большое влияние на Петра.

Дочь Петра I Императрица Елизавета Петровна (1741-1761) посещала обитель дважды в 1740 и в 1749 гг. Как свидетельствует камер-курьерский журнал о поездке Государыни 1749-го года, 13 июля она из села Знаменского «изволила шествие иметь по утру в 12-м часу в город Звенигород в Савин монастырь… и не доходя Савина монастыря изволила кушать обеденное кушание… и в монастыре изволила указать служить молебен чудотворцу, и по молебне из Савина монастыря изволила шествие воспринять в Воскресенский монастырь». Государыня пожаловала тысячу рублей архимандриту и столько же на раздачу братии.

Об особом ее расположении к обители свидетельствует назначение ее настоятелем в 1757 г. близкого ко Двору придворного проповедника Гедеона Криновского.

Императрица Екатерина II Алексеевна Великая (1762-1796) впервые посетила обитель вскоре после коронационных торжеств в 1762 г., затем — в 1775 г., когда была встречена у Святых врат обители Московским митрополитом Платоном.

В ее царствование в 1778 г. разрабатывался проект грандиозного переустройства древней обители и постройки в ней по проекту архитектора Н. Леграна огромного двухэтажного здания, наподобие архитектурной перепланировки кремлевских построек В.И. Баженова, в соответствии с принципами классицистической архитектурной концепции.

Некоторые архимандриты обители были членами Синода, в своем монастыре имели право служить с рипидами на коврах, сам монастырь был отнесен к первоклассным ставропигиальным обителям.

В 1818 г. монастырь посещали супруга Императора Павла I вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1759–1828) и жена Императора Александра I Императрица Елизавета Алексеевна (1779–1826 г.).

Императоры Александр I (1877–1825, император с 12.03.1801) и Николай I (1796–1855, император с 19.11.1825) жертвовали на возобновление монастыря после событий Отечественной войны 1812 г.

Наиболее пышный и торжественный визит царствующей фамилии в обитель был в 1839 г., когда праздновалось 25-летие Бородинского сражения. Тогда обитель посетили Император Николай I, его дочь Великая княгиня Мария Николаевна со своим женихом герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий Император Александр II, и Великий князь Михаил Павлович. По высочайшей воле Государя Императора Николая I на устроение монастыря из казны было выдано 100 тыс. рублей, а наследник пожаловал из личных средств 300 рублей серебром на устройство новой сени над мощами прп. Саввы.

Особую любовь к обители и Скиту питали Государь-освободитель Император Александр II (1818–1881, император с 19.02.1855) и его супруга Императрица Мария Александровна (1824–1880). Будущий Государь, впервые посетил обитель в возрасте 19 лет в 1837 г. во время 8-и месячной поездки по империи, названной В.А. Жуковским «всенародным обручением наследника с Россией». В 1861 г., год начала Великой реформы, царственные супруги посетили обитель 8 июня и провели в ней около четырех часов. Неоднократными были и позже царские приезды в обитель. Особое к ней внимание Государя проявилось в том, что он взял под свой личный контроль проведение больших ремонтных работ в Рождественском соборе.

Последние русские императоры Александр III (1845–1894, император с 01.03.1881) и Николай II (1868–1918, император с 20.10.1894 по 02.03.1917, коронован 14.05.1896) со всем семейством посещали лишь великокняжескую усадьбу Ильинское — Усово Звенигородского уезда и расположенный на территории Звенигородского уезда Ново-Иерусалимский монастырь, хотя известен особый интерес Николая II к эпохе царствования Алексея Михайловича и обители прп. Саввы.

Последним царственным покровителем обители был шестой, порфирородный сын Императора Александра II Московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович (1857–1905). Со своей супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной (1864–1918), ныне причисленной к лику святых. Он совершал из Ильинского постоянные паломничества в обитель на Сторожах. Братия считала Великого князя своим высоким земным покровителем.

В 1896 г., в память о коронации последнего русского Императора Николая II, супруги преподнесли знаменательный дар — драгоценную лампаду к мощам прп. Саввы с надписью: «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княгинею Елисаветою Федоровною, в память 14 мая 1896 года, святому молитвеннику о царях Богом избранных».

В.А.Кондрашина

http://savvastor.ru/pages/108.html







 []

Главным престольным праздником Савино-Сторожевского монастыря со времен его основания считается престольный праздник монастырского собора — Рождество   Пресвятой Богородицы — 21 сентября.
Следующие четыре праздника связаны с памятью преподобного Саввы Сторожевского:

  • 16 декабря — день праведной кончины преподобного в 1407 году;
  • 1 февраля — обретение святых мощей в 1652 году;
  • 30 июля — перенесение святых мощей и поставление их под новую сень в 1847 году;
  • 23 августа — второе обретение и перенесение святых мощей из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.


Преподобный Савва Сторожевский скончался 16 декабря (3 декабря по старому стилю) 1407 года. Тело Преподобного было погребено у входа в собор Рождества Пресвятой Богородицы справа, под окном. Сейчас это место находится внутри храма, так как к нему была пристроена обходная галерея. Умножались чудеса, совершаемые по молитвам к почившему угоднику Божию, росло его почитание на Руси. В 1430-х годах чудесным образом была написана первая икона святого: преподобный Савва явился во сне игумену монастыря Дионисию и повелел написать свой образ. Известно, что уже в 1505 году на могиле Преподобного служились молебны.

Преподобный Савва был канонизирован на Московском соборе 1547 года, возглавляемом митрополитом Макарием. На этом соборе были канонизированы многие местночтимые святые, коим и являлся преподобный Савва. Днем памяти святого был установлен день его успения — 16 декабря. Инок Новгородского Антониева Монастыря Маркелл составил Житие и службу святого.

Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 1 февраля (19 января) 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года. Так был установлен второй праздник преподобному Савве Сторожевскому.

После войны 1812 года была восстановлена сначала рака Преподобного, а в 1847 году была сооружена новая бронзовая сень над ракой с украшениями из накладного серебра. Средства на новую сень собирались по всей России, сам праздник 30 (17) июля прошел очень торжественно, при большом стечении богомольцев. На время работ святые мощи были перенесены в придел преподобного Саввы, а потом вернулись на прежнее место. Поэтому праздник и получил название перенесения святых мощей и поставления их под новую сень.

Сейчас в этот день бывает ранняя Литургия в Скиту преподобного Саввы, водосвятный молебен и крестный ход из Скита в монастырь.

В 1998 году добавился праздник Второго обретения святыни.

Святые мощи Преподобного были конфискованы в 1919 году и увезены из монастыря. Чудесным образом они не были утрачены, а хранились в семье М.М. Успенского, сотрудника Государственного исторического музея и члена Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области.

25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, Патриаршую и Синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма семи Вселенских соборов.    

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы торжественно перенесены в основанный им монастырь, где хранятся и поныне.

Ежегодно 22 августа, накануне установленного праздника, совершается крестный ход с иконой преподобного Саввы из Свято-Данилова монастыря в Звенигородскую обитель при большом стечении духовенства и богомольцев.

Также именуются престольными праздники монастырских храмов:

  • 19 августа (6 августа по старому стилю) — Преображение Господне (самый большой действующий храм обители)
  • Святой Троицы — переходящий праздник на 50-й день после Пасхи Господней
  • 30 марта (17 марта по старому стилю) святого Алексия, человека Божия
  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского
  • 12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста — преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).
     
 http://savvastor.ru

 

Чудеса преподобного Саввы Сторожевского.

 
Начало XVII века. Преодоление Смутных времен

После кончины преподобного Саввы Сторожевского, созданная им обитель продолжала существовать и развиваться. Однако времена менялись. Самые трудные дни монастырь в древнем Звенигороде переживал в так называемое Смутное время, когда не было праведного царствия на Руси, пресеклась династия Рюриковичей, когда в страну вторглись польско-литовские захватчики и посадили на престол самозванцев. И до того, как гражданин Козьма Минин с князем Дмитрием Пожарским собрали ополчение и освободили Москву с близлежащими городами, монастырская братия повидала почти полное разорение и разграбление, а также беспощадные бедствия от лютых пожаров.
До нас дошло уникальное свидетельство о том, каким уважением тогда на Руси пользовалась обитель преподобного Саввы. Оказывается, что самозваному царю из Польши и его супруге Марине Мнишек было просто необходимо приехать в Саввино-Сторожевскую обитель, без чего русские и вовсе не признавали их за монархов. В сентябре 1608 года Лжедмитрий II собственноручно писал, что необходимо отправить жену «для поклонения святому в монастыре Звенигородском, дабы в Москве могло возрасти к нам великое уважение».
С особой неприязнью польские солдаты относились к православному духовенству, стремились захватить «богатства» из церковных хранилищ. Однако известно, что в этот период среди монахов монастыря почти никто не погиб. Во всяком случае, в документах нет сведений о трагической кончине кого-нибудь из иноков обители во времена смуты.
В Звенигородском крае до пришествия лютых грабителей – обоих Лжедмитриев и королевича Владислава – известно было несколько монастырей, часть из них, как предполагается, была задумана и быть может, заложена еще князем Юрием Дмитриевичем – сыном Дмитрия Донского, а значит, возможно, и по благословению старца Саввы. Но только одна Сторожевская обитель, находящаяся под покровительством святителя не погибла, не была сожжена дотла и ожила во времена возрождения монархии и появления новой царской династии Романовых. Именно в это время, в течение почти полувека преподобный Савва Сторожевский уже почитался как святой Русской Православной Церкви, и множество паломников стремилось к обители чудотворца и целителя. 



1650-е годы. Хранитель царя-воина Алексея Михайловича


Царь Алексей хоть и прозван был Тишайшим, но воинскую сноровку и закалку имел с детства. Участвовал в забавных баталиях и даже вместе со стрельцами с охотой на медведя в лес ходил. Однажды случилось чудо, которое сильно изменило жизнь государя. Неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря, куда царь регулярно ездил на православные праздники, во время охоты остался он в лесу один. А тут, вдруг, медведь – огромный и свирепый. Встреча с таким один на один почти всегда заканчивалась трагедией. Но неожиданно из чащи вышел старец в монашеском одеянии и усмирил зверя. На вопрос «кто ты?» ответил – «Савва», и ушел. По возвращении в обитель царь услышал, что нет в ней инока по имени Савва, а посмотрев на икону преподобного – узнал лик незнакомца. В те годы Звенигородский монастырь стал самым любимым подмосковным местом спасенного монарха.
Чудо это совпало с важнейшими событиями в истории России. Царь принял главный закон страны – Соборное Уложение, а с приходом патриарха Никона – начал церковную реформу. Тогда же, в 1654-1655 годы, произошли важные военные походы русского войска в войне с Польшей. Предстояло сражение за Смоленск, когда-то входивший в состав Руси, а затем на долгое время отошедший к западному соседу.
Когда-то преподобный Савва Сторожевский взял с собой в Звенигород икону Смоленской Божией Матери, чтобы с нею основать свой монастырь. А царь Алексей пошел к Смоленску с иконой, на которой был изображен лик святителя Саввы. Произошло это после того, как Звенигородский старец вновь явился государю, уже в городе Наре, и незримо благословил его на поход. Битва под Смоленском неожиданно совпала с великим мором (эпидемией чумы). Однако сам царь избежал напасти именно потому, что отправился перед началом эпидемии на сражение. Ангел-хранитель спас…
Война завершилась удачно, Смоленск вернулся под крыло России. Царь распорядился снять с городской ратуши уникальные часы с колоколом голландской работы и поднять трофеи на звонницу Саввино-Сторожевского монастыря. Уникальный колокол и по сей день отбивает время в обители. Его звон слышен так же, как когда-то при построениях здесь царского охранного войска, которое назвали «полк стрельцов Саввы Чудотворца».

1709 год. Спасение Петра I в Полтавской баталии


Много легенд появлялось со временем вокруг имени преподобного Саввы Сторожевского. Некоторые имели историческую основу. Другие – трудно подтвердить документально. Однако в настоящее время даже древнейшие мифы нашей цивилизации иногда подтверждаются находками ученых-архивистов или полевых археологов.
Одна из таких примечательных историй связана с именем императора Петра I. Она повествует об эпизоде из знаменитой Северной войны, когда Россия столкнулась со Швецией в схватке за выход к Балтийскому морю, за «окно в Европу». Тогда главнейшим событием стала грандиозная Полтавская битва с армией шведского короля Карла. Победитель этого сражения фактически становился победителем всей войны. На карту было поставлено все.
Легенда как раз и гласит: перед битвой царь Петр I приехал помолиться в Звенигородскую обитель перед мощами старца Саввы. Ведь он и раньше, еще в детстве бывал в этом монастыре. Говорят, что император решил, что если получит благословение, то начнет сражение под Полтавой, а нет – пусть пока шведы останутся в силе. Настоятель благословил царя небольшой медной иконой с образом преподобного Саввы.
Этот образ и спас Петру жизнь во время сражения. Царь лично участвовал в штурме полтавских крепостных стен. По легенде, когда он вечером вернулся в свою палатку, кто-то указал ему на порванный карман на груди. Петр вытащил из этого кармана смятую медную иконку с ликом старца Саввы Сторожевского, разогнул ее – и на пол упала сплющенная шведская пуля. Передавали, будто он сказал: «Сегодня преподобный Савва спас мне жизнь». В честь своего чудесного спасения и победы Петр I повелел перелить одну из пушек, участвовавших в сражении, на колокол и подарил его Саввину монастырю.
Известно, что Петр I делал многое наперекор Церкви. Но ведь именно он перед Полтавской битвой произнес такие слова: «Воины! Пришел тот час, который должен решить судьбу Отечества… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние ее!».
Разве эта легенда – не пример живого российского «благочестия»?

 

1812 год. Чудо с пасынком Наполеона


Современник Отечественной войны описывал необычайные события так. «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон... Однажды вечером принц Евгений лег и уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»...
Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом преподобного Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя…
Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы не стали грабить монастырь … В итоге Эжен Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, которые остались живыми в этой войне, и даже не был ранен ни в одной из последующих битв.
Но у истории есть необычное завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от преподобного старца Саввы: «Твои потомки будут служить России».
В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Он вместе с Императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас во Франции, Германии, США, Бельгии и Австралии. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.
В православном монастыре Покрова Пресвятой Богородицы (в Бюси-ан-От, недалеко от Парижа) проживает матушка Елизавета – в миру герцогиня Лейхтенбергская, из рода Богарне. Она рассказала, что возможно генерал Эжен Богарне перед кончиной был крещен по православному обряду, а потому стал носить чуть измененное имя – Евгений. К этому можно добавить, что после наполеоновских походов, вблизи Парижа была построена часовня во имя Саввы, удивительно напоминающая Рождественский собор монастыря в Звенигороде. Савва Сторожевский почитается во Франции с XIX века, и не только русскими эмигрантами, но и православными французами.


1919 год. Страстотерпцы революции и Гражданской войны


В 1918-1922 годах новое советское правительство приняло решение о национализации монастырских владений, конфискации церковных ценностей и вскрытии главных православных святынь – мощей преподобных старцев. Этому естественным образом воспротивились некоторые христиане, которые пытались словами убедить погромщиков в том, что они совершают непоправимую ошибку. Люди эти – хранители православных традиций – тоже встали на защиту Отечества. Только это была духовная брань, а на пороге уже маячила другая война, именуемая в истории Гражданской. Революция породила волну ненависти, в итоге которой пострадало такое количество невинных, которого мировая история до этого не знала.
Так произошло и в Звенигороде. 17 марта 1919 года в городе собрался местный съезд советов рабочих и крестьянских депутатов, который, следуя указанию свыше, принял решение о вскрытии мощей преподобного Саввы Сторожевского. Не долго думая, все 100 депутатов съезда прямо с заседания отправились в монастырь, дабы осуществить свой замысел. Собралась толпа ротозеев. Рака старца была вскрыта, и из неё достали череп и кости святителя. Люди в военной форме много смеялись и раскладывали их то так, то сяк – «чтобы было смешнее».
Через несколько дней в Москву, в наркоматы внутренних дел и юстиции было направлено письмо-жалоба с просьбой прекратить безобразия. Его подписали 113 человек, среди которых были оставшиеся монахи обители и местные жители. Почти всех их в дальнейшем, особенно в 1930-е годы ожидала самая страшная участь. Но ничего не помогло. Уже 5 апреля мощи старца Саввы были увезены из монастыря. Тогда люди написали заявление в Совнарком. В ответ появилось «дело о вскрытии святых мощей преподобного Саввы», которое распорядился начать лично Ленин. И монастырь закрыли на 70 лет!
Звенигородская земля знает нынче много имен своих Новомучеников. Они пострадали не напрасно. Чудом сохранились и мощи преподобного Саввы Сторожевского. Их в 1998 году вернули в монастырь, и они опять почивают у соборного алтаря. Лишь история всегда напоминает нам о том, что даже время не властно над народными святынями.

 

1941 год. Кто остановил немцев под Звенигородом


Даже школьник знает, что под Москвой немцы развязали самое главное сражение. С обеих сторон в битве участвовало до 3 миллионов солдат. А для каждого россиянина самой надежной поговоркой были слова Кутузова: «Отступать некуда – позади Москва!».
Не с похожими ли словами когда то у стен Звенигородского Кремля на монастырской горе Сторожи, служившей местом для дозорных отрядов, охранявших подступы к Москве, несли свою службу древнерусские ратники? Не с этой ли целью основывал свою обитель старец Савва Сторожевский, а затем поколения возводили вокруг неё крепкие стены и высокие башни? Не потому ли в пылу невиданного по масштабам сражения Великой Отечественной войны – ни одна постройка, ни один храм и ни одна реликвия Саввинского монастыря не пострадали от врага? Наступление немцев было остановлено всего в нескольких «шагах» от Звенигорода. Дальше продвинуться они не смогли. Что помешало им? Может быть «зима иль русский Бог», на которых ссылался еще поэт Александр Пушкин, особо почитавший преподобного Савву?
Линия фронта на этом направлении проходила в 3-х км от монастырских стен. Третий рейх уже готовился зимовать в Русской Швейцарии. В наших войсках по аналогии с древнерусскими сторожевыми отрядами был создан 23-й Звенигородский истребительный батальон, который выдвигался с разведкой в тыл противника и действовал с невероятным героизмом. И нога завоевателя не ступила на священную монастырскую землю. Как говорят участники сражений – на территорию Саввино-Сторожевской обители не упало ни одного снаряда, ни единого осколка, на стенах и зданиях не осталось даже следа от попадания шальных пуль. А ведь золоченые купола и звонница были прекрасными ориентирами для обстрела или бомбежки. Расположенный неподалеку Ново-Иерусалимский монастырь – был почти полностью разрушен, его гигантский собор-ротонду взорвали до основания, стены упали, в огне погибла уникальная библиотека старинных книг и рукописей. Но ничего подобного не произошло в Звенигороде…
Ветераны 144-й стрелковой дивизии, воевавшие на этом направлении, потихоньку говорили о случившемся так: «Ваш Савва свой монастырь рукой прикрыл».

 

Начало XXI века. Покровитель российских ВВС


Небеса покоряются сильным духом. Так считают военные пилоты. Времена реальных сражений минули, однако на боевом посту, на своей сторожевой службе несут дежурство наши вооруженные силы, способные дать отпор любому врагу, решившему посягнуть на мирную жизнь наших соотечественников.
В конце 1990-х вся страна отмечала 600-летие основания Саввино-Сторожевского монастыря. Торжественные службы, праздничные колокольные звоны собрали множество простых людей и даже первых лиц государства и Православной Церкви – президента и патриарха. Были среди гостей юбилея и военные летчики. Вот тогда то, наверное, и зародилась у них идея построить свой храм, связанный с именем Звенигородского старца.
Защитники неба России не случайно выбрали своим покровителем преподобного Савву Сторожевского. Ведь говорят же обычно о незримом духовном наставнике, что он – «небесный покровитель». Быть на страже Москвы – это теперь не значит возводить крепкие стены и башни. Времена переменились кардинально, военная стратегия и тактика – стали совершенно другими.
И вот, в центре Военно-воздушных сил России, на территории подмосковного военного городка Заря Балашихинского района был построен храм, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского. Его можно смело назвать – главным храмом отечественных ВВС. Здесь же состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между военными пилотами и Московской Патриархией, что без сомнения поможет патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, просвещению военнослужащих и членов их семей. Не только преподобный старец Савва незримо окажет морально-психологическую и духовную поддержку, но и служители церкви – примут участие в реабилитации воинов, участвовавших в боевых действиях.
Сегодня в частях ВВС и авиационных городках, которые порой расположены в самых отдаленных и глухих уголках России, уже открыто несколько десятков православных храмов и часовен. Стало традицией освящение новой авиационной техники и благословение пилотов перед дальними воздушными полетами.
Вот потому в народе и говорят, что не случайно духовный кормчий ВВС России – преподобный Савва Сторожевский – зовется «небесным покровителем».


Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный !



Еще по теме :

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) чудотворец

1 комментарий:

Чудо Руси Великой - Явленный Господом Крест

С Новолетием и Рождеством Христовым !

Чудотворная молитва бывшего Чудова Монастыря - от злой силы !












Господи Боже, Великий Царь Безначальный,
пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя),
изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех
врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне
великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на
реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от
всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя),
молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое;ускори на помощь мою и
услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся
противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня,
молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и
святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых
великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей,
мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !