О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

пятница, 18 января 2013 г.

Водосвятие... Крещенский сочельник .


В Крещенский сочельник и в праздник Крещения - только два раза в году - во всех православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.

Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.

Священники призывают верующих присутствовать на молебне во время освящения, потому что, согласно учению Церкви, Бог дарует благодать для исцеления недугов святой водой - именно по молитве, в ответ на "религиозное чувство".

Верующим не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается еще в течение нескольких дней после Крещения, и бояться, что ее не хватит, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (иорданях) на водоемах.

Святой в Крещение считается любая вода: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия...




Во имя Богоявления Господня в старой Москве был освящен действующий собор в Елохово.




Богоявлением праздник называется потому, что во время Крещения Господня состоялось явление Святой Троицы в трех ипостасях: Глас Бога Отца, глаголющего с неба: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте", Бога Сына - Иисуса Христа, вошедшего в Иордан, и Святого Духа в виде голубя.

Установление празднования Крещения Господня и Богоявления было необходимо древней Церкви и для противостояния еретикам, отрицавшим Святую Троицу, и для исповедания Таинства Крещения. В церквях в канун Богоявления крестились многие оглашенные, и для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.

Примерно с XIII века водоосвящение совершается дважды - второй раз после литургии в самый праздник Крещения Господня. Обычно это водосвятие совершалось торжественно, с крестным ходом, на реке, озере или источнике. Такой обычай впервые появился в Иерусалимской Церкви, где ходили на Иордан совершать водосвятие в память о крещении Спасителя.




 

Дрожит морозная округа... 

Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.

Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.

Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.

Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.

Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.

(В. Афанасьев)


Особо торжественно празднование Богоявления и водосвятие совершали в Москве в XVII веке, где на службе присутствовали патриарх и царь. "Иордань" - в память о крещении Господа в Иордане - устраивали в проруби на Москве-реке близ кремлевской стены. Из Кремля к ней направлялся крестный ход, совершался молебен, и после него в проруби окунались в ледяную воду и черпали ее в ковши. Поэтому и Богоявленские храм в древности строили поблизости рек или ручьев - Богоявленский монастырь близ Неглинной, собор в Дорогомилове - на Москве-реке, или Елоховский близ Яузы.

Кафедральный собор Богоявления в Елохове находится на Елоховской площади, старой границы Басманной и Немецкой слобод.

В XIV - XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. "Елох", "елоха", по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный. Эту церковь разобрали задолго до революции. Есть версия, что она стояла немного дальше современного елоховского собора - на месте соседнего храма Никиты Мученика на Старой Басманной, который изначально был освящен во имя Сретения Владимирской Богородицы.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского "басман" -дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712 -1731 г.г. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. И речь не случайно зашла о Петре, который в те годы активно "осваивал" близлежащую Немецкую слободу. Собор строился и для ее жителей - многочисленных православных прихожан. Более того, одна из резиденций самого Петра также находилась в Немецкой слободе.

Так в первопрестольной называлась территория между Басманной слободой и набережной Яузы, отданная для жительства иностранцам, которые работали на государевой, прежде всего военной, службе и занимались ремеслом. Селились в ней отнюдь не только немцы, но и голландцы, шведы, швейцарцы, датчане. Однако москвичи называли немцами всех иностранцев, плохо говоривших по-русски - "немые", "не могущие ответить", - точно так же, как древние греки называли варварами тех , кто не говорил по-гречески: "бар-бар" - "ничего не понятно", "нечленораздельно".

Иноземцы, выходцы главным образом из Западной Европы стали появляться в России еще со времен Василия III и его сына Ивана Грозного, - "немецкие воинские люди", которых, по историческим свидетельствам, великий князь использовал в своей борьбе с крымским ханом. Прежде они селились на Болвановке близ Таганки. Отдельную слободу для них между Яузой и ручьем Кокуем устроили еще при Иване Грозном, когда приток в Россию пленных в период Ливонской войны резко увеличился.

На берегах реки они ставили мельницы и успешно вели мукомольное дело, занимались ремеслом, но промышляли главным образом продажей вина, пива и прочих горячительных напитков - тогда появились первые предшественники знаменитого Разгуляя. Иван Грозный наложил на них опалу, и слобода была разорена опричниками. Только царь Алексей Михайлович в 1652 году приказал восстановить немецкую слободу на прежнем ее месте " подле Яузы реки" - после того, как московские священники били ему челом о полном запрещении иностранцам селиться в центре Москвы, где они ставили свои молитвенные дома. Так появилась Новонемецкая , или просто Немецкая слобода, официально называвшаяся Новоиноземной - "Европа в миниатюре".

Ее центром была Большая проезжая улица, позже названная Немецкой, а в советское время переименованная в Бауманскую (в память о том, что на ней во время демонстрации 18 октября 1905 года погиб Н.Э.Бауман.)

Четко распланированные прямые улицы и переулки, нарядные фасады домов, крытых черепицей с палисадниками, засаженными цветами, с цветочными клумбами - "немецкий город, большой и людный" - писал один современник. Петр ездил сюда и отдыхать и учиться у своих друзей-иностранцев -Лефорта, Гордона, Брюса. Здесь же, в Старокирочном переулке, (дом № 8), названном так по поставленной здесь иностранцами кирхе, жила возлюбленная Петра - Анна Монс, дочь винодела.

В Немецкой слободе скоро появилась резиденция царя. Тогдашняя жизнь немецкой слободы, связанная с Петром, осталась в названиях улиц и многочисленных переулках - Аптекарский (по первой в Москве частной аптеке, открытой по разрешению царя в 1701 году Яковом Грегори), Бригадирский, Старокирочный, Посланников, Лефортовский. Именно в Немецкой слободе Петр повелел построить здание для Правительственного Сената, откуда его затем перевел в Петербург. По царскому заказу, кстати, ювелирами Немецкой слободы были изготовлены первые ордена Андрея Первозванного.

И разумеется, что когда с петровских времен здесь стали оседать русские приближенные и приглашенные царем, ситуация изменилась до противоположности - в иноземной слободе нужен был большой православный храм. Поэтому Петр благоволил построению Богоявленского собора. Тем более, что после петровских реформ грань Немецкой слободы и остальной Москвы постепенно стиралась, и все больше и больше православных русских людей селились в том районе.

С течением времени, с постепенным исчезновением замкнутой иноземной слободы, их становилось все больше и больше, и тесная Богоявленская церковь уже не вмещала всех молящихся. В 1792 - 1793 гг. к ней пристроили обширную трапезную, куда перенесли и старый Благовещенский придел, а также освятили новый - во имя св. Николая Чудотворца. Тогда же начали постройку новой колокольни. В XIX в. церковный приход продолжал увеличиваться и богатеть, и храм опять перестраивается. Причт и прихожане обращаются к одному из самых видных московских архитекторов Евграфу Дмитриевичу Тюрину, и он представляет проект новой огромной, величественной церкви, которая 

строится, примыкая к старой трапезной, в 1835 - 1845 гг.

До сих пор мы можем любоваться ее прекрасными выразительными формами в перспективе улицы, ее торжественными входами, оформленными наподобие триумфальных арок, и особенно монументальным пятиглавием, в котором особенное внимание обращает главный купол. В нем, по мнению В. В. Згуры, первого исследователя творчества Тюрина, неоспоримо сказывается влияние римского собора святого Петра, его купола - творения знаменитого Микеланджело Буонаротти. В истории московской архитектуры Богоявленская церковь, по наблюдению того же В. В. Згуры, "последний памятник великой художественной эпопеи. Ею можно заканчивать историю московского Empir'a, а вместе с тем и всего русского классического строительства вообще". Любопытно отметить, что капители сдвоенных колонн центральной главы так и остались неоконченными (их доделали только во время последнего ремонта в 1990 г.). В октябре 1846 г. прихожане обратились с Синод за разрешением "украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля". Отделка затянулась надолго, и окончательно Богоявленская церковь была освящена только 18 октября 1853 г.

Церковь памятна тем, что в ней, еще не перестроенной тогда, 8 июня 1799 г. происходил обряд крещения А. С. Пушкина, будущего великого русского поэта, о чем в то время, естественно, никто и не подозревал. Младенец был наречен в честь дяди Александром, а восприемниками его при крещении были бабушка Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Артемий Иванович Воронцов - внук знаменитого кабинет-министра Артемия Волынского, погибшего от козней Бирона при Анне Иоанновне. Граф А. И. Воронцов, надо думать, часто приезжал в Немецкую слободу и бывал в доме своего зятя (на Малой Почтовой улице, N 2) графа Дмитрия Петровича Бутурлина, а семья Пушкиных жила тогда совсем недалеко от бутурлинского дворца, напротив, через улицу, на углу Госпитального переулка и Малой Почтовой улицы (N4/ 1-3) и, конечно, бывала у соседей: ведь, Д. П. Бутурлин был женат на дочери Воронцова Анне Артемьевне, хорошей знакомой матери маленького Пушкина Надежды Осиповны. Да тут было не только знакомство, но и родство, правда, дальнее: мать Анны Артемьевны Прасковья Федоровна Квашнина-Самарина приходилась двоюродной сестрой Марии Алексеевне Ганнибал.

Славился Богоявленский приход не только богатством и многолюдием (несмотря на то, что новая церковь стала одной из самых поместительных в Москве, она во время больших церковных праздников все равно бывала переполнена), но и благотворительностью: при церкви действовало Елоховское Богоявленское братство, обязанное своим возникновением прихожанам - купеческому семейству Щаповых, имевшему особняк на Немецкой улице. Как писал один из бытописателей Москвы в конце прошлого века: "Богоявленское попечительство, если не ошибаемся, занимает в ряду московских приходских попечительств едва ли не первое место, как по размерам своих средств, так и по удачной организации своих действий, а, следовательно, и по сумме пользы, приносимой им своему приходу".

В наше время церковь стала кафедральным патриаршим собором. В нем происходили напрестолования (интронизации) патриархов Сергия (в 1943 г.), Алексия 1 (в 1945 г.), Пимена (в 1971 г.) и Алексия II (в 1990 г.). В Богоявленском храме хранится святыня православного христианства: мощи святого Алексия, митрополита Московского, знаменитого духовного и государственного деятеля. Ранее они покоились в Кремле, в Чудовом монастыре. После разрушения монастыря в 1928 г. мощи были помещены в Архангельском соборе, а в связи с празднованием 800-летия Москвы были перенесены сюда, в церковь Богоявления в Елохове. В иконостасе, слева от царских врат - икона Казанской Божией Матери, одна из замечательных реликвий русской истории, связанная с борьбой с польско-литовскими интервентами в 1612 г., а также несколько других чтимых икон - Божьей Матери "Взыскание погибших", Тихвинской Божьей Матери, святителя Николая Мирликийского.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на "наказы избирателей", постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны "воинствующих атеистов" в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время Всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор стал патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод . 

Елена Лебедева. 



Тропарь Крещения

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий