О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

Загрузка...

пятница, 18 января 2013 г.

Водосвятие... Крещенский сочельник .


В Крещенский сочельник и в праздник Крещения - только два раза в году - во всех православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники - озера, реки, пруды.

Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.

Священники призывают верующих присутствовать на молебне во время освящения, потому что, согласно учению Церкви, Бог дарует благодать для исцеления недугов святой водой - именно по молитве, в ответ на "религиозное чувство".

Верующим не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается еще в течение нескольких дней после Крещения, и бояться, что ее не хватит, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (иорданях) на водоемах.

Святой в Крещение считается любая вода: во время освящения говорится, что освящается вод "естество", то есть сама водная стихия...




Во имя Богоявления Господня в старой Москве был освящен действующий собор в Елохово.




Богоявлением праздник называется потому, что во время Крещения Господня состоялось явление Святой Троицы в трех ипостасях: Глас Бога Отца, глаголющего с неба: "Се есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте", Бога Сына - Иисуса Христа, вошедшего в Иордан, и Святого Духа в виде голубя.

Установление празднования Крещения Господня и Богоявления было необходимо древней Церкви и для противостояния еретикам, отрицавшим Святую Троицу, и для исповедания Таинства Крещения. В церквях в канун Богоявления крестились многие оглашенные, и для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.

Примерно с XIII века водоосвящение совершается дважды - второй раз после литургии в самый праздник Крещения Господня. Обычно это водосвятие совершалось торжественно, с крестным ходом, на реке, озере или источнике. Такой обычай впервые появился в Иерусалимской Церкви, где ходили на Иордан совершать водосвятие в память о крещении Спасителя.




 

Дрожит морозная округа... 

Дрожит морозная округа
От звона всех колоколов,
И мы спешим, тесня друг друга,
На их призывный медный зов.

Сияет солнце после вьюги;
Обедня кончилась; народ,
Подняв иконы и хоругви,
К реке за батюшкой идет.

Сверкает купол неба синий,
В алмазных искрах белый снег,
И на ветвях деревьев иней –
Как вставший дыбом белый мех.

Нет, нам не холодно сегодня –
Крещенье празднуя Господне,
Не платим мы морозу дань!
А вот и прорубь – иордань.

Идет большое водосвятье,
И хоть вокруг снега и льды,
Здесь золоченое распятье
Крест-накрест чертит гладь воды.

И вот, невидимый народу,
Из синевы, что так чиста,
Нисходит Дух Святой на воду,
Как нисходил Он на Христа.

(В. Афанасьев)


Особо торжественно празднование Богоявления и водосвятие совершали в Москве в XVII веке, где на службе присутствовали патриарх и царь. "Иордань" - в память о крещении Господа в Иордане - устраивали в проруби на Москве-реке близ кремлевской стены. Из Кремля к ней направлялся крестный ход, совершался молебен, и после него в проруби окунались в ледяную воду и черпали ее в ковши. Поэтому и Богоявленские храм в древности строили поблизости рек или ручьев - Богоявленский монастырь близ Неглинной, собор в Дорогомилове - на Москве-реке, или Елоховский близ Яузы.

Кафедральный собор Богоявления в Елохове находится на Елоховской площади, старой границы Басманной и Немецкой слобод.

В XIV - XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. "Елох", "елоха", по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще "ольхой" в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный. Эту церковь разобрали задолго до революции. Есть версия, что она стояла немного дальше современного елоховского собора - на месте соседнего храма Никиты Мученика на Старой Басманной, который изначально был освящен во имя Сретения Владимирской Богородицы.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского "басман" -дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712 -1731 г.г. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

Есть версия, что старый собор приказал обновить сам царь Петр в честь присоединения к России прикаспийских земель. И речь не случайно зашла о Петре, который в те годы активно "осваивал" близлежащую Немецкую слободу. Собор строился и для ее жителей - многочисленных православных прихожан. Более того, одна из резиденций самого Петра также находилась в Немецкой слободе.

Так в первопрестольной называлась территория между Басманной слободой и набережной Яузы, отданная для жительства иностранцам, которые работали на государевой, прежде всего военной, службе и занимались ремеслом. Селились в ней отнюдь не только немцы, но и голландцы, шведы, швейцарцы, датчане. Однако москвичи называли немцами всех иностранцев, плохо говоривших по-русски - "немые", "не могущие ответить", - точно так же, как древние греки называли варварами тех , кто не говорил по-гречески: "бар-бар" - "ничего не понятно", "нечленораздельно".

Иноземцы, выходцы главным образом из Западной Европы стали появляться в России еще со времен Василия III и его сына Ивана Грозного, - "немецкие воинские люди", которых, по историческим свидетельствам, великий князь использовал в своей борьбе с крымским ханом. Прежде они селились на Болвановке близ Таганки. Отдельную слободу для них между Яузой и ручьем Кокуем устроили еще при Иване Грозном, когда приток в Россию пленных в период Ливонской войны резко увеличился.

На берегах реки они ставили мельницы и успешно вели мукомольное дело, занимались ремеслом, но промышляли главным образом продажей вина, пива и прочих горячительных напитков - тогда появились первые предшественники знаменитого Разгуляя. Иван Грозный наложил на них опалу, и слобода была разорена опричниками. Только царь Алексей Михайлович в 1652 году приказал восстановить немецкую слободу на прежнем ее месте " подле Яузы реки" - после того, как московские священники били ему челом о полном запрещении иностранцам селиться в центре Москвы, где они ставили свои молитвенные дома. Так появилась Новонемецкая , или просто Немецкая слобода, официально называвшаяся Новоиноземной - "Европа в миниатюре".

Ее центром была Большая проезжая улица, позже названная Немецкой, а в советское время переименованная в Бауманскую (в память о том, что на ней во время демонстрации 18 октября 1905 года погиб Н.Э.Бауман.)

Четко распланированные прямые улицы и переулки, нарядные фасады домов, крытых черепицей с палисадниками, засаженными цветами, с цветочными клумбами - "немецкий город, большой и людный" - писал один современник. Петр ездил сюда и отдыхать и учиться у своих друзей-иностранцев -Лефорта, Гордона, Брюса. Здесь же, в Старокирочном переулке, (дом № 8), названном так по поставленной здесь иностранцами кирхе, жила возлюбленная Петра - Анна Монс, дочь винодела.

В Немецкой слободе скоро появилась резиденция царя. Тогдашняя жизнь немецкой слободы, связанная с Петром, осталась в названиях улиц и многочисленных переулках - Аптекарский (по первой в Москве частной аптеке, открытой по разрешению царя в 1701 году Яковом Грегори), Бригадирский, Старокирочный, Посланников, Лефортовский. Именно в Немецкой слободе Петр повелел построить здание для Правительственного Сената, откуда его затем перевел в Петербург. По царскому заказу, кстати, ювелирами Немецкой слободы были изготовлены первые ордена Андрея Первозванного.

И разумеется, что когда с петровских времен здесь стали оседать русские приближенные и приглашенные царем, ситуация изменилась до противоположности - в иноземной слободе нужен был большой православный храм. Поэтому Петр благоволил построению Богоявленского собора. Тем более, что после петровских реформ грань Немецкой слободы и остальной Москвы постепенно стиралась, и все больше и больше православных русских людей селились в том районе.

С течением времени, с постепенным исчезновением замкнутой иноземной слободы, их становилось все больше и больше, и тесная Богоявленская церковь уже не вмещала всех молящихся. В 1792 - 1793 гг. к ней пристроили обширную трапезную, куда перенесли и старый Благовещенский придел, а также освятили новый - во имя св. Николая Чудотворца. Тогда же начали постройку новой колокольни. В XIX в. церковный приход продолжал увеличиваться и богатеть, и храм опять перестраивается. Причт и прихожане обращаются к одному из самых видных московских архитекторов Евграфу Дмитриевичу Тюрину, и он представляет проект новой огромной, величественной церкви, которая 

строится, примыкая к старой трапезной, в 1835 - 1845 гг.

До сих пор мы можем любоваться ее прекрасными выразительными формами в перспективе улицы, ее торжественными входами, оформленными наподобие триумфальных арок, и особенно монументальным пятиглавием, в котором особенное внимание обращает главный купол. В нем, по мнению В. В. Згуры, первого исследователя творчества Тюрина, неоспоримо сказывается влияние римского собора святого Петра, его купола - творения знаменитого Микеланджело Буонаротти. В истории московской архитектуры Богоявленская церковь, по наблюдению того же В. В. Згуры, "последний памятник великой художественной эпопеи. Ею можно заканчивать историю московского Empir'a, а вместе с тем и всего русского классического строительства вообще". Любопытно отметить, что капители сдвоенных колонн центральной главы так и остались неоконченными (их доделали только во время последнего ремонта в 1990 г.). В октябре 1846 г. прихожане обратились с Синод за разрешением "украсить внутренность новосооруженного храма священными изображениями греко-фряжского стиля". Отделка затянулась надолго, и окончательно Богоявленская церковь была освящена только 18 октября 1853 г.

Церковь памятна тем, что в ней, еще не перестроенной тогда, 8 июня 1799 г. происходил обряд крещения А. С. Пушкина, будущего великого русского поэта, о чем в то время, естественно, никто и не подозревал. Младенец был наречен в честь дяди Александром, а восприемниками его при крещении были бабушка Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Артемий Иванович Воронцов - внук знаменитого кабинет-министра Артемия Волынского, погибшего от козней Бирона при Анне Иоанновне. Граф А. И. Воронцов, надо думать, часто приезжал в Немецкую слободу и бывал в доме своего зятя (на Малой Почтовой улице, N 2) графа Дмитрия Петровича Бутурлина, а семья Пушкиных жила тогда совсем недалеко от бутурлинского дворца, напротив, через улицу, на углу Госпитального переулка и Малой Почтовой улицы (N4/ 1-3) и, конечно, бывала у соседей: ведь, Д. П. Бутурлин был женат на дочери Воронцова Анне Артемьевне, хорошей знакомой матери маленького Пушкина Надежды Осиповны. Да тут было не только знакомство, но и родство, правда, дальнее: мать Анны Артемьевны Прасковья Федоровна Квашнина-Самарина приходилась двоюродной сестрой Марии Алексеевне Ганнибал.

Славился Богоявленский приход не только богатством и многолюдием (несмотря на то, что новая церковь стала одной из самых поместительных в Москве, она во время больших церковных праздников все равно бывала переполнена), но и благотворительностью: при церкви действовало Елоховское Богоявленское братство, обязанное своим возникновением прихожанам - купеческому семейству Щаповых, имевшему особняк на Немецкой улице. Как писал один из бытописателей Москвы в конце прошлого века: "Богоявленское попечительство, если не ошибаемся, занимает в ряду московских приходских попечительств едва ли не первое место, как по размерам своих средств, так и по удачной организации своих действий, а, следовательно, и по сумме пользы, приносимой им своему приходу".

В наше время церковь стала кафедральным патриаршим собором. В нем происходили напрестолования (интронизации) патриархов Сергия (в 1943 г.), Алексия 1 (в 1945 г.), Пимена (в 1971 г.) и Алексия II (в 1990 г.). В Богоявленском храме хранится святыня православного христианства: мощи святого Алексия, митрополита Московского, знаменитого духовного и государственного деятеля. Ранее они покоились в Кремле, в Чудовом монастыре. После разрушения монастыря в 1928 г. мощи были помещены в Архангельском соборе, а в связи с празднованием 800-летия Москвы были перенесены сюда, в церковь Богоявления в Елохове. В иконостасе, слева от царских врат - икона Казанской Божией Матери, одна из замечательных реликвий русской истории, связанная с борьбой с польско-литовскими интервентами в 1612 г., а также несколько других чтимых икон - Божьей Матери "Взыскание погибших", Тихвинской Божьей Матери, святителя Николая Мирликийского.

В феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на "наказы избирателей", постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны "воинствующих атеистов" в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время Всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор стал патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод . 

Елена Лебедева. 



Тропарь Крещения

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чудо Руси Великой - Явленный Господом Крест

С Новолетием и Рождеством Христовым !

Чудотворная молитва бывшего Чудова Монастыря - от злой силы !












Господи Боже, Великий Царь Безначальный,
пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя),
изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех
врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне
великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на
реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от
всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя),
молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое;ускори на помощь мою и
услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся
противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня,
молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и
святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых
великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей,
мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !