О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Божия Матерь - Царица России

«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения Царя-Мученика Николая Второго от престола. Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица Земная. Явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.
Празднование иконы Божией Матери "Державная" 2 (15) марта.

Поиск по ключевым словам :

четверг, 6 июня 2013 г.

«Подвижник Афона и Москвы» . Схиархимандрит Иларион (Удодов)


Схиархимандрит Иларион (в миру Иоаким Хрисанфович Удодов) родился  20 сентября 1862 г.

О семье старца известно немногое. Родители были крестьянами села Буйлова Воронежской губернии. Будущий схиархимандрит Иларион был старшим сыном в семье и во святом крещении получил имя Иоаким. Родители прививали своим детям любовь к труду — Иоаким еще в юности обучился кузнечному ремеслу.


Когда ему было около двадцати лет, он ушел на Афонскую Гору и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иларион, нес послушание кузнеца. Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился. Е го, как находящегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако он поправился, продолжал работать и с тех пор до глубокой старости никому об этом не говорил .

Как-то во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину, и отцу Илариону благословили его укрепить. Во время богослужения (в то время он уже служил иеродиаконом) его осенила мысль, как это можно лучше сделать. Монастырское начальство иногда даже отстраняло отца Илариона от совершения чередных богослужений, зная о его особых состояниях вдохновения. Впоследствии, когда барабан уже был надежно скреплен рельсами, как-то приехали греческие инженеры и попросили показать мастера, производившего этот ремонт. Он был вызван и на их вопрос: «Покажи нам чертежи крепления купола», — ответил, стукнув себя рукой по лбу: «Вот, где мои чертежи». Этим ответом русский монах необычайно удивил всех присутствовавших. Так, ведомый свыше, он собственноручно выполнил сложную техническую работу по укреплению храмовой конструкции.

В 1905 году отца Илариона, который уже был рукоположен в сан пресвитера, и его старца, схиигумена Кирилла, послали по послушанию в Россию на сбор пожертвований для монастыря. Уехав, они уже не вернулись на Святую Гору. Господь судил им остаться на Родине.

С 1914 по 1923 г . отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре, занимая одно время хлопотную должность казначея. Позже, в тридцатые годы, по приглашению сестер Иоановского женского монастыря, батюшка стал их духовником и жил в келье при деревянном храме преподобного Сергия на монастырском хуторе

, в котором и служил. Храм власти закрыли 20 мая 1931 г . Отца Илариона пригласили в храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово, расположенный неподалеку от Ивановского хутора (в трех километрах от станции Долгопрудная).


 Владимирский храм в селе Виноградово


На хуторе тем временем выстроили государственный завод . Отец Иларион при строительстве завода помогал рабочим, как и чем мог. За эту помощь начальством завода ему было оказано всяческое содействие. Все церковное имущество из упраздненного храма было предоставлено в пользование отцу Илариону, был выделен транспорт для перевозки утвари, в том числе иконостаса, на новое место служения батюшки.

На новом месте старец стал приводить храм в порядок. Он был в запустении, ремонт не было возможности произвести несколько десятилетий: на крыше росли березки, карнизы обвалились, штукатурка от стен откалывалась кусками. В течение короткого времени, благодаря батюшке, храм приобрел благолепный вид. Отец Иларион, в ту пору 80-летний старец, все работы контролировал, а часто и выполнял сам. Забраться по куполу и осмотреть крест могут только привычные и молодые люди, а батюшка говорил: «С Божией помощью доберусь, а быть необходимо!»

Труды батюшки вызывали большое уважение у всех окрестных жителей. Он не отказывался починить костюм, карманные и настенные часы, клал нуждающимся печи, чинил железные крыши. И всегда он, прежде выполнения работы, хорошо продумывал последовательность действий. Однажды отец Иларион откликнулся на просьбу одного жителя села Виноградово починить обветшавший пол в доме. Хозяин дома попросил заодно сделать люк в подпол. Когда работа была закончена, немного смущенный хозяин сказал: «Батюшка, а где же люк? Вы забыли сделать?» «Дайте мне ввернуть колечко в доску», — ответил отец Иларион. Колечко батюшка ввернул и поднял за него крышку люка, так подогнанную, что ее невозможно было заметить.

Трудами отца Илариона в храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского и туда поставлены иконы из закрытого хуторского храма. В новом приделе отец Иларион сделал небольшие хоры для певчих, такие же хоры пристроил и в уже существующем, правом приделе во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1936 году настоятель храма протоиерей Константин Сперанский был арестован и погиб в лагере, та же участь грозила и отцу Илариону, но местные жители ходатайствовали перед властями за батюшку, как за искусного мастера-бессребреника, который всем всё чинил бесплатно.

Во время Великой Отечественной войны, с августа 1941 г . по 1945 г ., под престолом Владимирского храма села Виноградово находилась святая глава преподобного Сергия Радонежского, переданная старцу на хранение его духовным сыном Павлом Голубцовым. В апреле 1946 г . Троице-Сергиева Лавра была вновь открыта. Отец Иларион облачал святые мощи преподобного Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам. Тогда же батюшка перешел на жительство в обитель преподобного Сергия. Он был избран братским духовником, но пробыл в Лавре недолго, всего год с небольшим. Снова вернулся в Виноградово, где тогда настоятелем был его родной брат, протоиерей Петр.

Уединенная жизнь в непрестанном труде с Иисусовой молитвой — таков был духовный строй жизни почившего старца. Изо дня в день текла размеренно его внутренняя и внешняя деятельность. Он не любил много говорить. Часто характерными резкими жестами дополнял он свою несложную речь. Эту мимику рук и пальцев, имевшую большую связь с его рабочими жестами, надо было понимать, как немую речь, невысказанную мысль.

Батюшка отличался необыкновенной вежливостью, не допускал в своей речи никаких грубых резких выражений, никогда не смеялся. В то же время был прост, сопровождал речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Никогда никто не видел в нем проявления гнева, вспыльчивости, раздражительности.

Роста старец был среднего, ходил крупными энергичными размеренными шагами, был худощав, имел выразительные рабочие руки с широкими ладонями. Лицо у старца было выразительное, с небольшим лбом, запоминающееся навсегда: большие подвижные темно-карие глаза, которые он то широко открывал, то, говоря, совсем прищуривал. С тарец имел большую белую бороду, такие же волосы, маленькую короткую шею, крепкое телосложение.

Вся его жизнь протекала в неустанном труде и помощи всем, с кем приходилось ему соприкасаться. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать!» — говаривал иногда архимандрит. В о время работы уста его шептали Иисусову молитву.

Старец ч асто говаривал: «Заповеди Господни знаешь — их надо исполнять». Таков был его ответ на вопросы о спасении и духовной жизни. И сам он в пример приводил свою встречу с отцом Иоанном Кронштадтским, когда на вопрос уставшего от народа всероссийского молитвенника, что ему нужно, кратко ответил: «Мне ничего не нужно от Вас, дорогой батюшка, прошу только Ваших святых молитв».

Не раз от него слышали: «Молчание никогда не раскаивается», «Леность муку вечную ходатайствует», «Не люблю властвовать над людьми».

Преставился схиархимандрит Иларион 15 марта 1951 года и был погребен в ограде Владимирской церкви, близ северных дверей храма.





 Владимирский храм в селе Виноградово




Священник Владислав Мишин

 http://www.pravmir.ru/ne-lyublyu-vlastvovat-na-lyudmi-sxiarximandrit-ilarion-udodov/



***
Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 г. по 1945 г. под престолом Владимирского храма села Виноградово, где служил о.Иларион, тайно хранилась глава святого прп. Сергия Радонежского до ее возвращения в Лавру в апреле 1946 г. после открытия. Именно о. Иларион облачал святые мощи прп. Сергия в схиму и вернул святую главу к мощам.
О сокрытии главы Преподобного Сергия в настоящее время известно по воспоминаниям не самих участников ее изъятия, а ее последующих хранителей, записанным через 60-70 лет после изъятия главы и через 35-45 лет после ее возвращения.
Непосредственные участники, отец Павел Флоренский и Юрий Александрович Олсуфьев, погибли задолго до того времени, когда о событиях, связанных с главной Преподобного Сергия стало возможным говорить открыто. Но в общих чертах об этом знали члены их семей, близкие люди - П. А. Голубцов (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий) и Е. П. Васильчикова (удочеренная племянница Ю. А. Олсуфьева).
София Владимировна Олсуфьева (урожденная Глебова), жена Юрия Александровича, была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась близ его гроба. Олсуфьевы купили в Сергиевом Посаде дом и стали там жить.
В 1919 году по решению Сергиево-посадского исполкома Троице-Сергиева Лавра была закрыта как действующий монастырь. Мощи Преподобного Сергия находились в ведении Лавры, но по требованию местной власти были обнажены от покровов и прикрыты лишь стеклом. Замысел власти сводился к тому, чтобы убедить верующих в тленности мощей Преподобного Сергия. Однако число верующих, шедших на поклонение, против ожидания властей, с каждым днем только увеличилось. После закрытия Лавры доступ братии и верующих к мощам прекратился.
Осенью 1919 года возник план перевезти мощи Преподобного Сергия в один из московских музеев. Активное противодействие этому оказали верующие Сергиева Посада и Святейший Патриарх Тихон. В конце января 1920 года опасения, что советская власть осуществит свой замысел и дело лишь в сроке исполнения, стали реальными. Вот тогда-то, опасаясь лишиться мощей Преподобного Сергия, с благословения Патриарха Тихона произошло изъятие главы.
Можно предположить, что очищение раки и изъятие мощей было сделано отцом Павлом Флоренским и Ю. А. Олсуфьевым вполне открыто, а не тайно, как это описывается в светских публикациях. Поскольку мощи предполагалось увезти в Москву как экспонат, комиссия должна была «привести их в порядок»: очистить раку, переложить, может быть, даже прикрыть или завернуть.
Именно в феврале-марте 1920 года отец Павел был назначен исполняющим обязанности председателя комиссии. Ему и Ю. А. Олсуфьеву была известна система внутренней и внешней охраны Лавры, знакомы все лица из местной и центральной власти, которые могли интересоваться Троицким собором и состоянием мощей Преподобного Сергия. Отцу Павлу из всех членов комиссии оказывалось наибольшее доверие, и даже постоянная слежка, установленная за ним сергиево-посадским "политбюро", лишь подтвердила его политическую нейтральность и неучастие в деятельности союза православных общин Сергиева Посада по защите мощей Преподобного Сергия.
Замена главы была тщательно подготовлена. Для того чтобы незаметно изъять главу Преподобного Сергия, надо было заменить ее другим схожим черепом. По воспоминаниям Е. П. Васильчиковой и П. А. Голубцова, отец Павел и Ю. А. Олсуфьев для замены главы Преподобного Сергия избрали череп князя Трубецкого, поскольку основное погребение князей Трубецких также находилось в Троице-Сергиевой Лавре. Останки какого из князей послужили Преподобному Сергию неизвестно.
Е. П. Васильчикова вспоминает, что «когда вскрывали мощи, было то, что рассыпалось с костей. Это все было отдельно собрано отцом Павлом и Юрием Александровичем и убрано в церковь. И тогда они взяли главу Преподобного Сергия и заменили ее головой князя Трубецкого. Сначала глава была спрятана в ризнице - ее оставили в монастыре, не сразу унесли из Лавры. Это мне потом рассказала София Владимировна, жена Юрия Александровича Олсуфьева. После этого главу Преподобного Сергия перенесли к нам в дом на Валовую улиц. Сначала она хранилась у нас в столовой в большой квадратной дубовой коробке из-под каких-то серебряных вещей. На коробке стояла пальма, как на подставке».
В 1928-1929 гг. волна арестов прокатилась по Сергиевому Посаду. К этому времени семья Олсуфьевых переехала ближе к Москве, в район г.Люберцы. С.В. Олсуфьева вернулась в Сергиев Посад, чтобы тайно перевезти главу в менее опасное место. Дом Олсуфьевых бы опечатан, но Софье Васильевне разрешили войти. Она прошла в дом и взяла главу, которая потом хранилась сначала у нее, закопанная в саду в Сергиевом Посаде, а потом была передана Голубцову и спрятана около станции Люберцы Казанской железной дороги до августа 1941 года
П. А. Голубцов вспоминает: «Когда выкапывали, было очень жутко. Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцева или Хотькова и там уже сел на поезд. И в поезде шел по вагонам или стоял, чтобы не садиться». Он шел из уважения к мощам и не смел поставить святыню на сидение, чтобы не осквернить ее.
П. А. Голубцов отнес главу Юрию Александровичу Олсуфьеву, который жил возле Люберец, в двух километров от Угрешского монастыря в маленьком поселке (4-5 домов), который назывался Мешаловкой. До станции Люберцы надо было идти пешком километров семь, но малонаселенный и достаточно отдаленный поселок был выбран специально, чтобы не привлекать внимание. О том, где была спрятана глава, знал только очень узкий круг близких людей.
Ю. А. Олсуфьев был арестован 24 января 1938 года. Хранить главу в Люберцах стало слишком рискованно, так как С. В. Олсуфьеву также в любой момент могли арестовать (что и случилось в 1938-39 гг), а с началом войны П. А. Голубцова со дня на день могли призвать в армию. Тогда Е. П. Васильчикова осталась бы единственной, кто знал, где находится глава Преподобного Сергия. Главу снова передали П.А.Голубцову. Е.П.Васильчикова вспоминала об этом периоде очень противоречиво, но несколько раз говорила, что глава была перемещена «после ареста дяди Юрия, когда подходили немцы». Е. П. Васильчикова упоминает, что в 1941 году Юрий Голубцов унес голову «в сторону Москвы».
Вероятно, в промежутке от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 года) П. А. Голубцов и перенес главу из Люберец к своему старцу схиархимандриту Илариону в Виноградово. При этом он снова практически весь путь прошел пешком, а на поезд садился только «в таких местах, где нельзя было проходить».
Таким образом, во время Великой Отечественной войны глава Преподобного Сергия находилась в алтаре храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово у иеросхимонаха Илариона (Удодова) с 19 августа 1941 года до лета 1945 года
Игумен Андроник, который во время войны он был пономарем в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово, вспоминал впоследствии, что чувствовал по поведению отца Илариона, что в алтаре происходит нечто необычное, но сам не спрашивал и ничего не знал. Уже после возвращения главы в Лавру протоиерей Петр Удодов (брат отца Илариона) рассказал игумену Андронику, что в течение нескольких лет у них в алтаре под престолом хранилась глава Преподобного Сергия.
После Великой Отечественной войны П. А. Голубцов переносит главу Преподобного Сергия из храма Владимирской иконы Божией Матери на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 года - весна 1946 года). Е. П. Васильчикова на машине отвозит главу Преподобного Сергия Святейшему Патриарху Алексию I. Возвращение главы Преподобного Сергия к его мощам произошло 20 апреля 1946 года после открытия Лавры.
Ни Е. П. Васильчикова, ни архиепископ Сергий (Голубцов) не указывали, кто собственно вернул главу Преподобного Сергия к его мощам. Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) вспоминал впоследствии, что это был именно схиархимандрит Иларион (Удодов).
Выбор Патриархом Алексием схиархимандрита Илариона был неслучаен. В январе 1945 года в связи с ожидавшимся приездом английской делегации на Поместный Собор Русской Церкви и посещением еще не открытой Троице-Сергиевой Лавры схиархимандриту Илариону было поручено «облачить в схимническое одеяние мощи Преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе. До этого рака с мощами находилась посреди Никоновской церкви в качестве экспоната и ее обходили кругом, глядя через стекло на непокрытые косточки». Вероятно, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Алексий уже знал о том, что глава Преподобного Сергия находится у отца Илариона, и в январе 1945 года послал его осмотреть мощи, чтобы, как только откроется Лавра, быть готовым возвратить главу. Тогда же из запасников Загорского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в ведение Московской Патриархии были переданы облачения и церковная утварь, в том числе уникальное облачение святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
Отец Иларион прожил в Виноградово до дня своей кончины 15 марта 1951 г. в возрасте 88 лет и похоронен по левую сторону от алтаря Владимирского храма. В 1968 году рядом с ним упокоился и его брат о. Петр, скончавшийся в возрасте 92 лет.

***
        Так вот и оправдались слова молитвы преподобному Сергию -
 "О Священная Главо ",где просится - "Не забуди убогих своих до конца ".Не была Священная Глава в руках нечестивых безбожников .  И в самые тяжелые годы , в военное  время  -эта  Святыня была в храме , где молился  иеромонах-схимник ,когда -то бывший на Афоне,где ему являлась Божия Матерь. Так в каких-то нескольких километрах и остановились немецкие войска от этого храма.

"Возбранный от Царя сил Господа Иисуса, данный России воеводо и Чудотворче предивный, Преподобне отче Сергие! Прославляюще мы прославльшаго тя славы Господа, благодарственное пение воспеваем ти, ибо молитвами твоими от нашествия иноплеменных и скорбных обстояний нас присно избавляеши, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче." 
(Кондак 1 из  Акафиста  преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу ).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Иконы Святителя Спиридона Тримифунтского в Москве

Тропарь Святителю Спиридону на греческом

Тропарь Святителю Спиридону на греческом в исполнении детского хора острова Корфу

Величание Святителя Спиридона

Фильм о святом Спиридоне Тримифунтском

Праздник в храме Святого Спиридона

Community of friends Corfu and St. Spyridon ! Общество друзей Корфу !

Чудо Руси Великой - Явленный Господом Крест

С Новолетием и Рождеством Христовым !

Чудотворная молитва бывшего Чудова Монастыря - от злой силы !












Господи Боже, Великий Царь Безначальный,
пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя),
изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех
врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне
великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на
реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от
всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя),
молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое;ускори на помощь мою и
услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся
противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня,
молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и
святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых
великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей,
мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !