О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

Загрузка...

воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Ангельский глас Лавры . Великий регент - архимандрит Матфей (Мормыль) .


Сегодня в Лавре вспоминается день кончины архимандрита Матфея (Мормыля, † 2009). Совершается панихида у надгробия.




Архимандрит Матфей (Мормыль) на протяжении почти 50 лет являлся регентом хора Свято- Троице-Сергиевой Лавры и МДА и С. Собиратель и автор многих церковных песнопений, среди которых особое место занимает служба Всем Русским Святым, своим творчеством явил всему миру торжество Русской Православной Церкви в 20-м веке. В течение всей жизни он развивал и преумножал свои, и вверенные ему от Господа таланты певчих. Им создана особая певческая школа, неповторимый регентский стиль о. Матфея. Одновременно он преподавал Литургику и Церковный устав в Московских Духовных школах, возглавлял регентский класс. Заслуженный профессор МДА. Сотни его учеников по всему миру несут в своих сердцах благодарную память и развивают певческую культуру церковного пения, заложенную в них о. Матфеем. Архимандрит Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009г. и похоронен в Свято-Троице-Сергиевой Лавре у храма Сошествия Святого Духа.



 Имя о. Матфея известно во всем мире. Для многих людей русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой Лавры, которым на протяжении почти 50 лет руководил о. Матфей. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложены многие песнопения и создано большое количество новых, которые принято называть Лаврскими. Сотни учеников Московской семинарии и духовной академии пели под его началом. Многие из них, являясь в настоящее время священниками и архиереями, в разных уголках нашей страны и всего мира продолжают дело своего учителя - несут людям и Богу православное пение.





 О. Матфей (в миру - Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в бывшей Терской области, в казачьей станице Архонская под Владикавказом, в благочестивой семье потомственных певчих. По воспоминаниям о. Матфея, он представлял уже четвертое поколение певчих в своем роду.

Его дедушка по матери, Троценко Лев Григорьевич, начал петь в местном станичном церковном хоре, затем попал в хор наместника Кавказа генерал-губернатора Воронцова-Дашкова, прошел школу Шаляпина по постановке голоса, закончил Тифлисскую консерваторию и стал оперным певцом. В 1913 г. он пел Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» Глинки на сцене тифлиссой оперы. За это исполнение ему был подарен от Государя хрустальный бокал, который хранится в семье сестры о. Матфея. После революции был в ссылке, вернулся и остался церковным регентом. В 1937 г. в возрасте 49 лет его расстреляли. Через полгода после его кончины родился будущий о. Матфей.

Дедушка по отцу был взят на Беломоро-Балтийский канал и не вернулся. И по отцовской линии в роду также были монашествующие. Отец о. Матфея вместе с тремя своими братьями погибли в Великую Отечественную войну.

Бабушки о. Матфея были глубоко религиозными. Очень огорчались, что были неграмотными но, обладая феноменальной памятью, приходя из храма, дома пересказывали Евангелие и проповедь священника дословно.

Мама о. Матфея – Анна Леонтьевна, до последних дней своей жизни, умерла она в 2000г. в возрасте 93 лет, пела на клиросе в своем приходском храме.

Религиозное, церковное воспитание о. Матфей получил в семье. В возрасте семи лет он уже прислуживал в алтаре и начал петь на клиросе. В то время в церкви был еще дореволюционный хор. Сильное впечатление произвело на него пение слепых певчих из хора станичной церкви. Настоятелем храма был иеромонах Иоасаф (Бунделев), который хотел, чтобы Лев поступил в Московскую семинарию. Еще до поступления в семинарию Лев был назначен псаломщиком, и этот год при храме дал ему теоретическую богослужебную основу, очень пригодившуюся затем во время учебы.

В 1956 г. Лев поступает в Ставропольскую духовную семинарию, где в классе церковного пения В.П. Первицкого - регента, знатока и любителя обиходных мелодий, получает специальные музыкальные знания, осваивает клиросный репертуар, приобретает профессиональные навыки и первый опыт управления хором. Здесь формируется и названный им впоследствии очень важным навык «работать, готовить стихиры, расписывать, пропевать». Во время обучения в семинарии Лев Мормыль несет послушания псаломщика и регента левого клироса в Никольском храме г. Ессентуки и там встречается с известным на Северном Кавказе регентом дьяконом Павлом Звоником. По воспоминаниям о. Матфея, его привлекала «не система дирижирования, не техника, а необыкновенная церковная распевность», что, несомненно, повлияло на формирование его собственного регентского стиля.






 В 1959 г. Лев Мормыль поступает в Московскую духовную академию, рано избирает для себя монашеский путь. В 1961 г. был принят в число послушников и 1 августа получил послушание «петь с народом». С этого времени и началась регентская жизнь о. Матфея в Лавре. В декабре 1962 г. послушник Лев принял постриг с именем Матфея (в честь апостола евангелиста Матфея). Монашеская жизнь о. Матфея проходила под руководством опытных духовных наставников – о. Феодорита, о. Кирилла (Павлова), о. Тихона (Агрикова) и других старцев той поры. В те годы развернулась жестокая антирелигиозная кампания - хрущевские гонения на церковь, из Лавры выгоняли молодежь. А в стенах Лавры, по молитвам старцев, благодаря их стойкости и бодрости, создавалась особая теплота и уют. 



 9 марта 1964 г. о. Матфей рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже старший регент лаврского хора и преподает литургику и церковный устав в Московской духовной академии, которую успешно окончил в 1963 г. В 1968 г. иеромонах Матфей возводится в сан игумена, а в 1971 г.- архимандрита. В 1988 г. о. Матфей утвержден в звании профессора МДА. В 2004 г. ему было присвоено редкое звание заслуженного профессора МДА.

Назначенному управлять смешанным, а затем и мужским хором, о. Матфею пришлось заново создавать хор. Поэтому он мог твердо сказать, что на чужом основании он никогда ничего не строил. Особенностью объединенного хора МДАиС был постоянно меняющийся состав хора, состоявшего из братии монастыря и студентов. У братии пение - это послушание, а послушания меняются. Из семинаристов поют первый и второй, от силы третий класс, из академии единицы, им не до того. Каждые два года менялся почти весь состав хора. Со смешанным хором о. Матфей пел раннюю литургию (потом отпускал певчих на работу), а позднюю - с мужским.

О. Матфею буквально по крупицам пришлось собирать нотную библиотеку лаврского хора. Он сам находил старые распевы Лавры, переписывал, расписывал партии. В конце 50-х и в 60-е годы он собирал и записывал элементы почти разгромленного в предыдущие десятилетия традиции церковного и особенно монашеского пения. В тот период для мужского хора почти не было репертуара. Большое впечатление оказали на о. Матфея предпринятые им в те годы поездки в Почаев и Киево-Печерскую Лавру перед ее закрытием. Он назвал их экспедициями - по полученному им там певческому материалу. Мозоли на пальцах от постоянного переписывания нот остались у него до конца жизни. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, ксерокопии его аранжировок стали основой репертуара практически для всех мужских хоров на всем пространстве Русской Православной Церкви.

В работе с хором о. Матфей применял систему Станиславского - «Читать ушами, а петь глазами». На репетициях в работе над произведением о. Матфей начинал с самого интересного, или красивого, или трудного места. Особое внимание уделялось культуре пения, распевности. Даже в чтении присутствуют элементы пения. «Звук должен быть слугой слова», - говорил о. Матфей. Он любил церковное пение, не отделяя его от богослужения. «Каждый должен петь, будто он поет последний раз в жизни. Тогда это будет последняя «жертва вечерняя». Во главу угла он ставил любовь и понимание службы. Он как будто дышал вместе с ритмом богослужения, а пение его хора доносило это дыхание до всех молящихся. «Его творчество было священнодействием, - говорил регент Алексей Пузаков, - он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль - высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Это был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти». Невероятная работоспособность, постоянное творческое искание, самоконтроль и самопроверка: «Господи! Угодно ли Тебе то, что я делаю?» - благодаря этому и было создано то, что сейчас называют «регентским стилем о. Матфея» и «певческой школой о. Матфея». 





 Помимо участия в богослужениях хору приходилось петь на разного рода торжествах, праздниках, юбилеях, концертах. Тогда нужно было выбрать песнопения, которые лучше звучат в концертном исполнении и при этом несут назидательное значение, смогут оцерковить слух и сердце слушающего, чтобы лицо Церкви показать в тех условиях, когда нет икон.

Отец Матфей - автор многих церковных песнопений. Уже в 1961 г. к празднику преп. Сергия ему было поручено подготовить стихиры преподобному. Владыка Сергий (Голубцов) не давал ему прохода: «Отец Матфей! Когда ты начнешь писать? Тебя надо обязать!». По словам о. Матфея, пробным камнем для него были стихиры из службы русским святым на Великой вечерне - там, где поются «Земле русская», «Русь святая» на подобен «Доме Евфрафов…». Напевы этого подобна были у него разные, но пришлось взять Киево-Печерский, который попался ему однажды на листочке. Первый раз «Русь святую о. Матфей пел со смешанным хором в 1963 г. на престольный праздник Русским святым, под Успенским собором. Хор сделал то, что хотел о. Матфей, и все от умиления плакали. Потом, когда в 1988 г. готовился праздничный концерт по случаю 1000-летия Крещения Руси, о. Матфей решил включить эту стихиру в репертуар, но его нужно было утверждать у уполномоченного по делам религии. Тогда о. Матфей проявил находчивость и включил ее под названием «Подобен «Доме Евфрафов». Значительным вкладом о. Матфея явился новый репертуар обихода Постной триоди. За основу были взяты строгие монастырские распевы: знаменный, Валаамский, Соловецкий, Зосимовой пустыни, С особым почтением о. Матфей относился к службе Великого Пятка. В этой службе осмогласие представлено во всей красоте. Это все то, что можно вынести из мелодий и принести к Голгофе. В Лавре, на 12 Евангелиях читается только само Евангелие и тропари трипеснца, а все антифоны, седальны пропеваются. О. Матфей записал все эти песнопения на ноты, и они были изданы. Он по праву считал это своим приношением к 2000-летию христианства. Отец Матфей с любовью и признательностью вспоминал патриаршии службы. Ему довелось руководить хором при четырех патриархах (Алексии I, Пимене, Алексии II и Кирилле). О. Матфей возобновил в Лавре уставное пение одним певцом на Литургии преждеосвященных даров песнопения «Да исправится молитва моя…». Особой заслугой о. Матфея является создание им новых литургических песнопений, в том числе приуроченных к знаменательным датам церковной истории.








 За заслуги перед Русской Православной Церковью о. Матфей был награжден многими церковными наградами.

По словам высокопреосвященнейшего владыки Евгения, ректора МДАиС, о. Матфей как профессор был интеллектуальнейшая личность, а как регент он трудился, не покладая рук. Преданный до бесконечности возложенному на него послушанию до последних дней своей жизни, превозмогая боль и немощь от тяжелой болезни, он участвовал в богослужениях, проводил занятия со студентами. Буквально через несколько дней после труднейшей операции, в тяжелом физическом состоянии он был в храме на празднике преп. Сергия. Не мог он себе позволить не быть не в храме в этот день. У него были особые отношения с преподобным Сергием.

По воспоминаниям его ученика, ректора Санкт-Петербургской Духовной академии епископа Гатчинского Амвросия, архимандрит Матфей был настоящий монах. Несмотря на свою мировую известность, жил в скромной келье, где всегда привечал студентов, раздавал им гостинцы, помогал деньгами. Тяжело болея, он не раз отказывался от элитных больниц, говоря, что келья - его любимое место после клироса. Насколько он был пламенный и требовательный в пении, настолько добрый и гостеприимный в жизни. Он любил людей больше себя. Заботился, чтобы певчие могли заработать. Когда выезжали с выступлениями, непременно оговаривал условия пребывания, питания хористов. Зарабатываемые при этом деньги часто отправлял на восстановление монастырей, а сам все ходил в старых ботинках.

Отец Матфей обладал феноменальной памятью и без труда цитировал целые стихиры из последований больших церковных праздников. Ему достаточно было один раз спросить имя человека, чтобы запомнить его на всю жизнь. Существуют легенды о «воспитательных методах» о. Матфея. Многие вспоминают его чувство умора. Он был яркой, живой личностью. А самой главной чертой его характера, как отметил в надгробном слове Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры владыка Феогност, была честность во всех делах и словах.

Он был и останется для нас примером и камертоном нашего отношения к Церкви, послушанию, к окружающим людям.

Владыка Евгений отметил, что «он может уверенно сказать: «Вот те таланты Господи, которые Ты мне дал, и вот те, еще приумноженные, которые я принес Тебе»».

Вечная память и вечный покой архимандриту Матфею!



Свято-Троицкая Сергиева Лавра.Паломнический Центр. Официальная страница



 


Вечная память и вечная неувядаемая слава, а также огромная благодарность великому человеку архимандриту Матфею (Мормылю)   !



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Чудо Руси Великой - Явленный Господом Крест

С Новолетием и Рождеством Христовым !

Чудотворная молитва бывшего Чудова Монастыря - от злой силы !












Господи Боже, Великий Царь Безначальный,
пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя),
изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых,
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех
врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра.
О,
Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне
великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на
реках, и на морях тихое пристанище. Избави мя, великий Михаиле, от
всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя),
молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое;ускори на помощь мою и
услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся
противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня,
молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и
святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых
великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей,
мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !