О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.
Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево . Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней , даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и святаго Духа. Аминь.

Поиск по ключевым словам :

понедельник, 23 февраля 2015 г.

Чтение Патриархом Пименом канона преподобного Андрея Критского


В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон прп. Андрея Критского. Это один из величайших богослужебных текстов — покаянный канон, сочетающий в себе переплетение образов Священного Писания, высокую поэзию и точный портрет человека. Великий канон Андрея Критского — это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.




Картинка 1 из 2815


Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Затем однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки. Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. Как человек одаренный и известный добродетельной жизнью, он по прошествии времени был причислен к иерусалимскому клиру и назначен секретарем Патриархии - нотарием. В 680 году местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор включил архидиакона Андрея в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после Собора он был отозван из Иерусалима в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, Премудрости Божией. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх - Богослов, учитель и гимнотворец.Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы - канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, заключающий в своих 9 песнях 250 тропарей и читаемый Великим постом. В первую седмицу Поста на повечерии он читается по частям (так называемые "мефимоны") и полностью - в четверг на утрени пятой седмицы.Святитель Андрей Критский прославил многими похвалами Пречистую Деву Марию. Ему также принадлежат: канон на Рождество Христово, трипеснцы на повечерии недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры на Сретение Господне и многие другие песнопения. Продолжателями его гимнографической традиции были великие церковные песнопевцы последующих веков: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя Андрея Критского на некоторые церковные праздники. О времени кончины Святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712, другие - 726 год. Он скончался на острове Милитина, возвращаясь на Крит из Константинополя, где был по делам Церкви. Мощи его были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.


Для православных москвичей 1970-80-е годы неразрывно связаны с воспоминанием о чтении Святейшим Патриархом Пименом в Елоховском соборе Великого Покаянного канона.




 

Намоленный московский храм, торжественное, нетеатральное пение патриаршего хора и ясное, молитвенное звучание голоса Святейшего, читающего на церковно-славянском языке проникновенные тропари Великого канона Андрея Критского...
На вдохновенной картине Павла Корина "Русь уходящая" изображен молодой иеромонах Пимен (Извеков) - будущий Святейший Патриарх всея Руси. Таким он и остался для верующего народа - образом древней Святой Руси, мостиком, соединяющим поколения былинных богатырей, князей и святорусских преподобных с погруженной во мрак богоборчества, но не потерявшей веру и надежду Москвой...
Белый куколь монаха-воина, черная великопостная мантия, трепетный огонь свечей, как образ горящих верою сердец, и уходящее в сумрак золото собора...
Святейший Патриарх Пимен был великим ценителем и знатоком церковного пения. Фактически, он является и основателем современной традиции московского церковного чтения. Третьим и последним пунктом завещания Святейшего было: "Свято хранитъ церковноспавянский язык - святой язык мопитвенного обращения к Богу". В чтении Святейшим Патриархом Пименом Великого канона мы можем сердцем понять и почувствовать это молитвенное обращение ко Господу.
Святейший Пимен не любил публичности, да и распространение аудиозаписей в те времена было затруднительно. И все же сохранилась запись чтения Великого канона Андрея Критского Святейшим Патриархом, сделанная в далекие 1980-е годы.









.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Божия Матерь - Царица России

«Державная» икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения Царя-Мученика Николая Второго от престола. Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица Земная. Явление иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.
Празднование иконы Божией Матери "Державная" 2 (15) марта.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, - а также лейб-медик Боткин, камердинер Трупп, комнатная девушка Демидова и повар Харитонов.

Простите нас ! Зло и безразличие оказалось сильнее !